Как выглядит современный бронепоезд и чем занимаются железнодорожные войска

Подразделения, обычно выполняющие важную функцию поддержки сухопутных войск, иногда могут дать им сто очков вперед.
Как выглядит современный бронепоезд и чем занимаются железнодорожные войска
Бронепоезд «Амур» во время проведения технической разведки путей. Евгений Биятов / РИА Новости
Минобороны РФ продемонстрировало работу нового российского бронепоезда. Кажется, что эта вооруженная до зубов крепость способна полноценно участвовать в боях. Но все же это не главная функция железнодорожных войск.
Содержание статьи

Для чего нужны железнодорожные войска?

Работают железнодорожные войска
Работают железнодорожные войска
Министерство обороны РФ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Такой род войск обслуживают железные дороги, по которым осуществляются воинские перевозки. В их ведении может находиться как строительство путей, так и их восстановление, возведение всевозможных заграждений, минирование и разминирование, разведка.

Объем работ у железнодорожных подразделений всегда большой. Это касается даже показательных мероприятий. На сайте Минобороны доступен краткий отчет об итогах командно-штатных учений в 2013 году. Тогда, например, подразделения Центрального военного округа отремонтировали в общей сложности более 40 км путей, заменили 46 тыс. шпал и 56 тыс. метров рельсов. Работы прошли на 19 военных объектах.

Когда появились железнодорожные войска?

Прообразом современных войск были роты, сформированные еще Николаем I в 1851 году. Они использовались для охраны и ремонта железной дороги, связывающей Москву и Петербург (она называлась Николаевской).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Всего в первых ж\д войсках числилось более 4000 человек (17 рот). Затем они вошли в состав инженерных, принимали активное участие в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов, в Русско-японской 1904-1905 годов, и в Первой мировой войне.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1918 году такие войска появились и в Красной Армии. И конечно, они внесли огромный вклад в победу в Великой Отечественной войне, когда общими усилиями железнодорожных войск было восстановлено более 120 тыс. км путей.

Самые опасные поезда

Кроме рот, обслуживающих пути, в железнодорожные войска входят и, собственно, поезда... только совершенно необычные.

БП-1

Танки на открытой платформе
Танки на открытой платформе
Министерство обороны РФ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Классические бронепоезда состоят из бронированного локомотива, нескольких броневагонов, в которых размещается всевозможное вооружение (стрелковое, артиллерийское и зенитное), открытых площадок для перевозки танков, а также десантных вагонов, которые могут перевозить пехотные группы.

Таким был советский БП-1. Этот бронепоезд по сути состоял из нескольких мини-бронепоездов, так называемых «бронелетучек» или БТЛ-1. Они включали и открытые платформы, на которых перевозились либо танки, либо железнодорожные бронетранспортеры, например, БТР-40жд. Кроме того, в составе поезда были и дополнительные бронированные вагоны-поддержки с мотострелковыми войсками.

БТР-40жд – это железнодорожный вариант классического советского бронетранспортера, который мог передвигаться как по рельсами, так и по дороге. На путях БТР развивал скорость до 65 км\ч, а на дороге – до 80 км\ч. При этом перевод машины из одного хода на другой занимал не более 5 минут. Транспорт был полностью защищен от пуль и мог перевозить до 8 десантников (плюс 2 человек экипажа). Кроме того, на БТР устанавливался массивный пулемет Горюнова, способный выпустить до 700 пуль в минуту на прицельное расстояние до 1000 метров.

«Волга», крепость на рельсах

Бронепоезд из видеоролика Минобороны
Бронепоезд из видеоролика Минобороны
Министерство обороны РФ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Недавно Минобороны продемонстрировала работу своего новейшего бронепоезда «Волга». Изначально он предназначен для разведки, разминирования и, если потребуется, восстановления путей, но способен и стать грозным оружием.

Поезд укомплектован сдвоенной 23-мм зенитной установкой, а из его защищенных 10-мм (а иногда и 20 мм) бронелистами вагонов могут вести огонь как пулеметчики, так и снайперы.

Сдвоенная зенитка на крыше нового поезда
Сдвоенная зенитка на крыше нового поезда
Министерство обороны РФ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

БЖРК

В советское время по ж\д путям курсировали и так называемые Боевые железнодорожные ракетные комплексы, которые причислялись не к железнодорожным, а к ракетным войскам стратегического назначения. Дело было в «начинке». Такие поезда были небронированными, но могли представлять куда большую опасность, потому что несли на себе ядерные боеголовки. БЖРК были укомплектованы Межконтинентальными баллистическими ракетами РС-22.

На вооружении советской армии стояло 12 БЖРК с кодовым именем «Молодец», но затем в рамках политики разоружения почти все они были уничтожены. Два оставшихся передали в музеи.

Читайте также: