На самом деле основная нагрузка на подвеску приходится на момент, когда колесо начинает карабкаться вверх. Например, когда вы въезжаете на пресловутого лежачего полицейского или выезжаете из ямы — то есть когда на колесо приходится дополнительное усилие. Если же, скажем, впереди просто участок со снятым асфальтом, то съезд на него не представляет ничего страшного — машина просто мягко «спрыгнет» практически на любой скорости. А значит, не нужно лихорадочно притормаживать и собирать позади себя пробку.
Как продлить срок службы автомобильной подвески

«В моем городе постоянно ремонтируют дороги и снимают асфальт. А там, где не ремонтируют, сплошные ямы да колдобины. Убью ли я подвеску, если не буду притормаживать при съезде на оголенный участок дороги?»
«Из чего конкретно состоит подвеска?»
Подвеска, в общем-то, вещь незамысловатая. Это тот набор железок, который снаружи толком и не виден, но все же соединяет колеса с кузовом автомобиля. Помимо собственно соединения, подвеска должна обеспечивать три действия:
- перемещение колес относительно кузова (вверх-вниз, а для передних колес — еще и поворот вправо-влево);
- вращение колес (очевидно, но не так уж просто);
- упругость и спружинивание при вертикальных перемещениях.
Для выполнения первой функции подвеска закреплена не жестко, а чаще всего через так называемые сайлентблоки (формально они называются резинометаллическими шарнирами). Если совсем на пальцах — это резиновые прокладки, через которые элементы подвески соединяются с кузовом. Обычно сайлентблок применяется там, где элемент подвески должен «ходить» только в одной плоскости (или, говоря языком инженеров, иметь только одну степень свободы).
Если же нужно обеспечить не только ход вверх-вниз, но и поворот, применяется так называемая шаровая опора — металлический шар с торчащим пальцем, запрессованный в корпус. Он может одновременно и вращаться вокруг оси пальца, и ходить в одном или нескольких направлениях.
Вращение колеса относительно подвески помогает обеспечить так называемый ступичный подшипник. Это довольно крепкий и долговечный элемент, и его выход из строя очень редко связан с проблемами дорожного покрытия и неаккуратной езды.
А чтобы решить третью задачу, в подвеске имеются так называемые упругие элементы — как правило, это пружины (хотя в старых, экзотических или специализированных машинах это могут быть рессоры или торсионы). Они обеспечивают мягкость хода машины и комфорт при езде.
Есть, однако, еще один момент. Чтобы машина не раскачивалась, создавая неприятные ощущения и возможность «улететь» с дороги, в составе подвески предусмотрены демпфирующие элементы — амортизаторы. При исправных амортизаторах машина не будет раскачиваться даже после очень сильных неровностей, тогда как без них любой камешек под колесом превратит машину в маятник, болтающийся на пружине подвески.
«Какие из множества элементов подвески ломаются в первую очередь? И как их от этого уберечь?»
Большинство бережливых автовладельцев страдальчески морщится, проезжая дорожные неровности на скорости выше, чем кажется им безопасной для подвески. И каждый, кто смотрит на стоимость элементов подвески и ее ремонта, прекрасно понимает, чем вызвана эта гримаса.
Между тем, последствия этих самых неровностей вовсе не так страшны. В первую очередь важно понимать, что по-настоящему серьезную нагрузку на кочках испытывают лишь некоторые элементы подвески. Чаще всего это амортизаторы (именно на них приходится вся тяжесть вертикального перемещения при въезде на кочку) и шаровые опоры.
Конечно, и эти запчасти недешевы, не вечны и требуют внимательного отношения. Однако лучше просто почаще заезжать на инспекционный сервис и точно знать, что с автомобилем все хорошо, чем ездить «шепотом» и просто тихо надеяться на хорошее состояние подвески — как раз в последнем случае вероятность внезапной поломки выше.
Впрочем, не стоит забывать еще и о шинах с колесными дисками — вот они-то по полной «наедаются» всех прелестей дорожного покрытия. Куда реальней поймать «грыжу» на колесе или трещину на диске, особенно, если резина низкопрофильная.
«Мне в автосервисе сказали, что я разбиваю подвеску потому, что проезжаю кочки "на тормозе". Что же получается, перед препятствием не нужно тормозить?»
Конечно, конструктивный запас прочности подвески — еще не повод ехать через все колдобины на максимальной скорости. Как минимум, это бывает просто некомфортно, а пассажиры при таком подходе порой проливают кофе на обивку сидений и отчаянно матерятся в адрес водителя.
Притормаживать перед неровностями крайне желательно. Ключевое слово здесь — «перед». Очень не рекомендуется проезжать лежачих полицейских и прочие дорожные сюрпризы с зажатой педалью тормоза. Дело в том, что при торможении машина «клюет» носом, пружины передней подвески сжаты, а сама подвеска близка к крайнему положению своего хода.
Все это приводит к тому, что в момент прохождения неровности упругие элементы не срабатывают, так как подвеска находится в зажатом состоянии. Следовательно, удар передается прямо на кузов и на неподвижные элементы подвески, и в таком режиме износ ее значительно более силен, а находящимся в салоне людям — особенно дискомфортно.
«У меня во время движения что-то дребезжит в районе колес и сзади скрежещет по асфальту. Как понять — может быть, дело в подвеске?»
Исправная подвеска работает практически бесшумно. В идеале при езде может быть слышен только шелест шин да приглушенное шипение амортизаторов при резком наезде на кочку или въезде в яму. Однозначно не должно быть никаких постукиваний и лязганий, а также вибраций и люфтов.
Впрочем, далеко не все звуки и странные ощущения говорят именно о проблемах подвески. Например, вибрация руля на скоростях около 90 км/ч — это чаще всего неотбалансированные колеса. А вибрация руля при торможении может быть вызвана как проблемами подвески, так и «поведенными» передними тормозными дисками.
Точно также и стуки при проходе неровностей могут быть связаны не с подвеской, а, например, с вышедшими из строя подушками двигателя. А зачастую и просто разболтавшимся креплением какой-нибудь металлической защиты под днищем.
В любом случае, странные звуки, доносящиеся из-под днища автомобиля во время движения — повод посетить автосервис и выявить проблему наверняка, а не дожидаясь, пока машина начнет терять детали на ходу.