Российские власти совместно с операторами мобильной связи ищут способ сохранить доступ россиян к жизненно важным сервисам во время массовых отключений интернета.
В России сохранят доступ к важным сервисам даже во время сбоев: как это будет работать

Как пишет издание Forbes, инициатива появилась в связи с участившимися шатдаунами, которые с весны 2025 года вводятся в регионах для защиты от атак беспилотников. Только за один июнь было зафиксировано 655 таких случаев в Москве, Санкт-Петербурге, Самарской, Воронежской, Ростовской и десятках других областей.

Каждый такой сбой серьезно бьет по экономике и повседневной жизни. Перестают работать онлайн-кассы в магазинах и кафе, платежные терминалы, системы электронного документооборота и сервисы доставки. Для малого и среднего бизнеса, чьи процессы завязаны на мобильном интернете, дневные убытки могут достигать 50% от оборота. На этом фоне операторы отмечают рост спроса на подключение стационарного, проводного интернета.
Решением проблемы может стать создание «белого списка» ресурсов, которые будут работать всегда. В него планируют включить портал «Госуслуги», приложения ключевых банков и системы экстренного оповещения. В компании «Билайн» подтвердили, что ведут консультации по этому вопросу, но подчеркнули, что для запуска подобной модели потребуется отдельное регуляторное решение.
С технической точки зрения, реализовать это можно через установленные на сетях операторов технические средства противодействия угрозам (ТСПУ). Как поясняют эксперты, эти системы глубокого анализа трафика (DPI), контролируемые Роскомнадзором, можно настроить так, чтобы они пропускали данные от разрешенных сервисов, блокируя все остальное.
При этом, по мнению специалистов, простая приоритизация трафика в существующих сетях 4G затруднительна, в отличие от сетей 5G с функцией «нарезки» сети, которые в России пока не развернуты.

В Минцифры подтвердили, что обсуждение этого вопроса уже ведется, но отметили, что решение проблемы должно быть комплексным, так как затрагивает интересы разных ведомств. Роскомнадзор, в свою очередь, выразил готовность рассмотреть конкретные проработанные предложения.
Параллельно в правительстве обсуждают создание единого органа и четкого регламента для управления отключениями, чтобы сделать этот процесс более упорядоченным и эффективным.