Сегодняшние достижения Китая в области искусственного интеллекта и технологий, по мнению основателя мессенджера Telegram Павла Дурова, тесно связаны с качеством среднего образования в стране. По словам предпринимателя, китайская система образования была списана с советской с ее строгим подходом к конкуренции среди учеников.
Павел Дуров прокомментировал успехи DeepSeek: помогла советская система образования

«После успеха китайского стартапа DeepSeek многие удивляются тому, как быстро Китай догнал США в области ИИ. Однако прогресс Китая в эффективности алгоритмов не возник из ничего. Китайские школьники уже давно превосходят других по математике и программированию на международных олимпиадах», — написал Дуров в своем посте.

По его словам, китайские школьники уже давно демонстрируют выдающиеся результаты на международных олимпиадах по математике и программированию. Эти дисциплины играют ключевую роль в подготовке будущих специалистов по искусственному интеллекту, и именно здесь Китай показывает свое превосходство.
Одним из важнейших факторов, которые способствуют успехам китайских учеников, является особая модель образования, основанная на жесткой конкуренции. В Китае активно поддерживаются системы рейтингов и публичных сравнений успеваемости учащихся. Это создает мощный стимул для того, чтобы дети стремились быть лучшими в своих предметах. Такой подход, хотя и кажется строгим, формирует у учеников высокую мотивацию и дисциплину, необходимые для освоения сложных наук, таких как математика и программирование.

В то же время, как отметил Дуров, большинство западных стран выбирают совершенно противоположный путь. Там действуют педагогические методы, направленные на минимизацию конкуренции среди учеников. Например, во многих школах запрещено публично объявлять оценки или составлять рейтинги успеваемости. Это делается с целью защитить детей от стресса и предотвратить возможное чувство неуверенности у тех, кто показывает менее высокие результаты. Однако, по мнению Дурова, такие методы «предсказуемо демотивируют лучших учеников».
Павел Дуров считает, что отказ от конкуренции в образовании может привести к тому, что талантливые дети потеряют интерес к самосовершенствованию. Ведь если нет возможности увидеть свои достижения на фоне других, снижается желание выходить за рамки обыденного. В результате, по его мнению, Запад рискует отстать от Китая не только в технологической гонке, но и в подготовке будущих поколений инженеров, ученых и разработчиков.
Таким образом, успехи Китая в области искусственного интеллекта — это не просто результат инвестиций в технологии, но и следствие многолетней работы над системой образования. Возможно, именно эта сторона вопроса станет отправной точкой для глобального переосмысления подходов к обучению и воспитанию будущих поколений.