Остаются считанные дни до того, как в России начнут действовать измененные правила расчета утилизационного сбора для автомобилей, ввозимых физическими лицами для личного пользования. С 1 декабря 2025 года ключевым критерием для применения льготной ставки станет не объем двигателя, а его мощность.
До нового утильсбора остались считанные дни: каковы шансы, что сбор могут доначислить «задним числом»

Как поясняет портал «Объясняем.рф», нововведение затронет импорт автомобилей мощностью свыше 160 лошадиных сил (л.с.), в то время как для подавляющего большинства российских автовладельцев условия уплаты сбора останутся прежними.
Цены взлетели, «частники» на грани катастрофы: что ждет российский авторынок после введения нового утильсбора
Новый утильсбор, штраф за шины и налоги: шесть главных изменений с 1 декабря, которые коснутся каждого водителя

Главное изменение с 1 декабря: от объема к мощности
До 1 декабря 2025 года льготные ставки утилизационного сбора для физлиц (3400 рублей для машин до трех лет и 5200 рублей для машин старше) применялись к автомобилям с объемом двигателя до 3 литров. С 1 декабря этот критерий отменяется. Теперь льготные условия будут распространяться только на автомобили с мощностью двигателя до 160 л.с., а также на электромобили и гибриды мощностью до 80 л.с.
Как пояснили в Минпромторге, такой подход делает систему начисления сбора более справедливой. Ранее владельцы автомобилей с небольшими по объему, но мощными турбированными двигателями оказывались в более выгодном положении. Теперь расчет привязан непосредственно к характеристикам мощности мотора.
Кого затронут новые правила
Изменения коснутся граждан, которые ввозят из-за границы для личного пользования автомобили с двигателями мощнее 160 л.с. С 1 декабря на такие транспортные средства перестает распространяться льготная ставка. Утилизационный сбор для них будет рассчитываться по полной коммерческой ставке, что приведет к его значительному увеличению.
Например, для автомобиля возрастом до трех лет с мощностью двигателя от 160 до 190 л.с. сумма утильсбора составит 750 000 рублей (базовая ставка 20 000 рублей, умноженная на коэффициент 37,5). Ранее такой автомобиль мог подпадать под льготу в 3400 рублей, если его объем двигателя не превышал 3 литров.
По словам главы Минпромторга Антона Алиханова, в основном это коснется машин, поставляемых по параллельному импорту. При этом, по данным ведомства, доля автомобилей мощностью свыше 160 л.с. в российском автопарке не превышает 20%, поэтому нововведения не затронут абсолютное большинство автомобилистов.
Могут ли начислить сбор «задним числом»
Важно отметить, что новые правила, вступающие в силу 1 декабря, не имеют обратной силы. Однако Федеральная таможенная служба (ФТС) продолжает выявлять случаи, когда утильсбор за автомобили, ввезенные ранее (в том числе из стран ЕАЭС), был уплачен некорректно.
Речь идет о схемах, когда автомобиль ввозился якобы для личного пользования с уплатой льготного сбора, но фактически предназначался для перепродажи. В таких ситуациях плательщикам могут быть направлены уведомления о необходимости доплатить разницу до полной коммерческой ставки.
ФТС сообщает, что приобретатели транспортных средств на территории России у лиц, не уплативших сбор в установленном порядке, также признаются плательщиками.

Проверить, уплачен ли утильсбор, можно по отметке в ПТС (бумажном или электронном) или через портал «Госуслуги». В случае неуплаты сбора автовладельцу будет отказано в постановке машины на учет в ГИБДД.
