Российский автомобильный рынок переживает один из самых тяжелых кризисов за последнее десятилетие. Продажи автомобилей стремительно падают, а финансовые потери производителей и дилеров растут.
Продажи падают, дилеры теряют огромные деньги: авторынок России на пороге аномального кризиса

Согласно совместному исследованию «Газпромбанк Автолизинг» и агентства «Автостат», результаты которого приводит портал CarExpo, в феврале 2025 года россияне потратили на покупку легковых автомобилей 243 миллиарда рублей. Это на 30% меньше, чем в феврале 2024 года, что ярко свидетельствует о серьезных проблемах в отрасли.

Традиционно февраль является месяцем роста продаж по сравнению с январем. Однако в 2025 году эта тенденция была нарушена. Исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов подчеркнул, что подобная аномалия наблюдается впервые за 10 лет.
Эксперты выделяют несколько ключевых факторов, приведших к такому резкому спаду. Во-первых, в 2024 году многие россияне, опасаясь роста цен, приобрели автомобили заранее, что создало эффект «вынужденного» спроса. Во-вторых, высокая ключевая ставка Центрального банка сделала автокредитование менее доступным и выгодным, многие покупатели предпочли отложить крупные покупки. В-третьих, высокие процентные ставки по депозитам стимулировали россиян к сбережению средств, а не к их трате на приобретение автомобилей.
Падение объемов продаж неизбежно привело к сокращению выручки автопроизводителей и дилеров. В феврале 2025 года финансовая емкость рынка вновь опустилась ниже отметки в 300 миллиардов рублей. За первые два месяца 2025 года общие траты россиян на автомобили составили 520 миллиардов рублей – это даже меньше, чем в октябре 2024 года (542 миллиарда). Директор департамента продаж «Газпромбанк Автолизинг» Николай Фомин отметил, что затраты на покупку машин упали до минимального уровня за последние 21 месяц.
Средняя цена приобретаемого автомобиля в феврале 2025 года составила 3,115 миллиона рублей, что на 250 тысяч рублей меньше, чем годом ранее. Парадоксально, но на фоне падения спроса цены на автомобили продолжают расти. Только увеличение утилизационного сбора добавило к стоимости среднестатистической машины 367 тысяч рублей.
Кризис также повлиял на структуру спроса. Китайские марки укрепили свои позиции, захватив 61% рынка (149 миллиардов рублей). Доля российских производителей составила всего 18,3% (45 миллиардов рублей). Европейские, японские, корейские и американские бренды суммарно занимают менее 20% рынка. Наблюдается также рост популярности премиального сегмента, покупатели которого менее чувствительны к колебаниям цен и доступности кредитов.

Добавляют пессимизма и предварительные данные за 11-ю неделю марта (10–16 марта), которые говорят о том, что ситуация на рынке может ухудшиться.
Продажи за этот период упали на 46% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Аналитики прогнозируют, что по итогам марта падение продаж может составить 40–50%.