В преддверии Нового года российские операторы связи и провайдеры домашнего интернета начали предупреждать своих абонентов о росте тарифов с начала 2026 года. Как сообщает РБК, грядущее повышение объясняется ростом НДС и затрат на модернизацию сетей.
Цены на связь и интернет повысят, но лучше не станет: ФАС уже начала проверку

В ответ это Федеральная антимонопольная служба (ФАС) заявила, что проверит обоснованность повышений и при наличии оснований примет меры антимонопольного реагирования.

Тем временем, абоненты уже начали получать конкретные уведомления. Так, «Т2 РТК Холдинг», работающий под брендом Т2, сообщил части клиентов об увеличении стоимости одного из архивных тарифов с 750 до 900 рублей. «ВымпелКом» («Билайн») разослал предупреждения о том, что опция безлимитного интернета на некоторых тарифах с 1 января станет платной и будет стоить 4,5 рубля в сутки.
«Ростелеком» в свою очередь оповестил абонентов домашнего интернета о повышении стоимости услуг в среднем на 60 рублей.
Представители компаний подтвердили эти изменения, однако уточнили, что они затрагивают в основном архивные тарифные планы, подключиться к которым уже нельзя. В «Вымпелкоме» отметили, что корректировка в большинстве случаев составляет около 10%, а цены на текущие, открытые для подключения предложения, не меняются. В Т2 также заверили, что стоимость всех актуальных тарифов заморожена до конца 2027 года.
В МТС сообщили, что повышают цены только на архивные тарифы домашнего интернета от МГТС и для корпоративных клиентов. А в «МегаФоне» заявили, что вместо прямого повышения цен фокусируются на улучшении тарифов за счет увеличения пакетов интернета и минут.
Операторы объясняют необходимость индексации целым комплексом причин. В первую очередь, это растущая нагрузка на сети из-за постоянно увеличивающегося потребления интернет-трафика. Чтобы интернет оставался стабильным, а сервис — комфортным, компании вынуждены прокладывать новые оптоволоконные линии и модернизировать оборудование.
Также на рост цен влияют общая инфляция, повышение НДС до 22%, увеличение затрат на электроэнергию и аренду, а также рост цен со стороны поставщиков.
Кроме того, на операторов ложится дополнительная регуляторная нагрузка, требующая инвестиций, включая импортозамещение оборудования и реализацию «антифрод-пакетов».
Эксперты утверждают, что рост цен — это ежегодный процесс, обусловленный объективными факторами. По данным агентства TelecomDaily, в 2026 году поднять расценки планируют 96% российских операторов. Почти половина из них закладывает подорожание в пределах 5-10%, а 16% — более чем на 10%.
При этом, по данным того же агентства, качество услуг не снижается: средняя скорость мобильного интернета в России держится на уровне 24 Мбит/с, а проводного — стабильные 80-100 Мбит/с.
Ситуацию на рынке усложняет высокая конкуренция. В 2025 году между операторами проходили настоящие «ценовые войны», спровоцированные демпингом со стороны банковских виртуальных операторов, что заставляло традиционных игроков действовать осторожнее и предлагать скидки.

Что же касается проверки со стороны ФАС, то еще с 2022 года операторы обязаны уведомлять ведомство о планируемом повышении тарифов не позднее чем за 14 дней, при этом рост цен не должен превышать уровень годовой инфляции.
У антимонопольной службы даже есть опыт реагирования на необоснованное повышение.
Так, в 2024 году ФАС завела дело на МТС, которое завершилось мировым соглашением: оператор перечислил в бюджет 664 млн рублей, обязался направить 2,4 млрд на развитие связи в малых населенных пунктах, а абонентам предложил компенсации, включая кешбэк и дополнительные пакеты услуг.
