Жители Москвы в проекте «Активный гражданин» проголосовали за создание нового общественного пространства на месте монорельсовой линии на северо-востоке столицы.
Монорельса в Москве не будет: что построят на его месте

Как сообщил мэр Москвы Сергей Собянин в своем телеграм-канале, большинство участников голосования, а именно 71 процент (более 147 тысяч человек), поддержали идею создания первого в России круглогодичного прогулочного пространства на высоте.

По информации мэра, на базе существующей инфраструктуры монорельса будет создан парк на высоте 6 метров. Это будет общественное пространство площадью 40 тысяч квадратных метров с бесплатным и круглосуточным входом.
В новом парке планируется обустроить беговую дорожку, прогулочные аллеи, зоны отдыха и кафе. Предполагается, что парк будет рассчитан на любой вид досуга, от встреч с друзьями и спортивных занятий до прогулок с детьми или домашними животными.
Новое парковое пространство призвано связать пять районов Москвы, где проживают около 300 тысяч человек. Ожидается, что ежедневно его будут посещать до 20 тысяч человек.
«Парк станет новой достопримечательностью на карте столицы и предложит панорамные виды на Останкинскую телебашню, колесо обозрения "Солнце Москвы", павильоны ВДНХ и Останкинский парк», — отметил Сергей Собянин.
Мэр Москвы пояснил причины такого решения, отметив, что монорельсу, построенному более 20 лет назад, так и не удалось стать полноценной частью городской транспортной инфраструктуры и получить широкую популярность среди горожан. Технологии, которые на момент строительства считались передовыми, за прошедшее время устарели. За последние десять лет пассажиропоток на монорельсе сократился в десять раз.
По данным градоначальника, в настоящее время им пользуются менее 2 тысяч человек в сутки, большинство из которых туристы, а местных жителей всего около 150. Себестоимость перевозки одного пассажира составляет примерно 1,5 тысячи рублей, что почти в 20 раз дороже поездки на метро.
Кроме того, производство новых поездов для монорельса прекращено, и их аналоги отсутствуют. По оценкам мэрии, затраты на обновление вагонов и организацию их производства с нуля составили бы порядка 20 миллиардов рублей, что сопоставимо со стоимостью 130 новых вагонов метро.
Впрочем, по словам мэра столицы, из уважения к истории монорельса, в новом парке планируется сохранить несколько вагонов в качестве экспонатов.
Кроме того, как рассказал Сергей Собянин, подобные проекты преобразования бывшей транспортной инфраструктуры в общественные пространства уже реализованы в крупных городах мира.
«Хай-Лайн» в Нью-Йорке и «Гудс-Лайн» в Сиднее созданы на месте старых железнодорожных линий, а проект «Скайгарден» в Сеуле переоборудован из автомобильной эстакады», — отметил мэр Москвы.

Идея создания круглогодичного парка на месте монорельса не нова. В начале июня 2025 года НИИ «МосТрансПроект» уже предлагал подобный проект, предполагающий объединение в единый маршрут парков «Яуза», ВДНХ, «Останкино», Ботанический сад и Тимирязевский парк с ожидаемой посещаемостью 20 тысяч человек в сутки.
Ранее, в 2020 году, обсуждалась возможность закрытия монорельса из-за высоких затрат, однако тогда было принято решение о поэтапной модернизации, включавшей увеличение числа составов и создание беспилотных поездов к 2027 году.