С января 2026 года автомобили, претендующие на максимальный рейтинг безопасности Euro NCAP, обязаны иметь физические кнопки управления ключевыми функциями. Как сообщают «Известия», новые правила требуют наличия традиционных кнопок или переключателей для звукового сигнала, дворников, указателей поворота, аварийной сигнализации и экстренного вызова.
Современные технологии, которые бесят: что раздражает водителей в новых автомобилях больше всего

Даже при отличных результатах в других тестах, отсутствие физических кнопок станет препятствием для получения высшей оценки безопасности.

Это решение принято в связи с растущей обеспокоенностью по поводу безопасности использования сенсорных экранов во время вождения.
Euro NCAP утверждает, что сенсорные экраны, дисплеи и многочисленные функции помощи водителю, хотя и предлагают расширенные возможности, могут серьезно отвлекать внимание водителя от дороги. Исследования показывают, что время, на которое отвлекаются ради них водители, может составлять от 5 до 40 секунд, что на высоких скоростях может привести к фатальным последствиям.
Директор по стратегическому развитию NCAP Мэтью Эвери подчеркнул, что именно отвлечение внимания водителей становится причиной все большего числа аварий. Кроме того, сенсорные экраны не обеспечивают тактильной обратной связи, и водителю не всегда понятно, сработало ли нажатие.
Современные автомобили настолько напичканы электроникой, что даже опытному водителю требуется время, чтобы разобраться с управлением. Наглядные результаты предоставило тестирование, проведенное шведской компанией Vi Bilagare.
Эксперты сравнили удобство управления 11 современными автомобилями с сенсорными экранами и Volvo V70 2005 года выпуска с традиционными кнопками. Водителям предлагалось выполнить ряд стандартных действий:
- включить подогрев сидений
- отрегулировать температуру в салоне
- настроить радио
- сбросить показания маршрутного компьютера
- изменить яркость подсветки приборов
В старом Volvo водители справлялись с задачами всего за 10 секунд, проехав на скорости 110 км/ч около 300 метров. В автомобилях с сенсорными экранами среднее время выполнения заданий составило 24,7 секунды. Самыми сложными в управлении оказались BMW iX (30,4 секунды) и MG Marvel R (до 44,9 секунды, что соответствует 1,3 км пути на скорости 110 км/ч).
От российских владельцев автомобилей, особенно китайских брендов, постоянно поступают жалобы на нестабильную работу сенсорных экранов: зависания, внезапные отключения, проблемы с работой в холодное время года. Использование Android Auto и Apple CarPlay, хотя и расширяет функциональность, также требует дополнительных действий и отвлекает водителя.
Многие автопроизводители, ранее активно внедрявшие сенсорное управление, теперь пересматривают свой подход. Hyundai, например, намеренно сохраняет физические кнопки для дублирования функций тачскрина, признавая их важность для безопасности. Volkswagen публично признал ошибку в отказе от аналоговых кнопок и планирует вернуться к ним в новых моделях, в частности, в новом Tiguan.
Даже Tesla, пионер в использовании сенсорных экранов, столкнулась с критикой и теперь предлагает дополнительные блоки с физическими кнопками.

В то время как автомобилисты позитивно относятся к системам помощи водителю, таким как предупреждение о слепых зонах, предупреждение о столкновении и автоматическое экстренное торможение, доверие к системам полуавтономного вождения остается низким.
Эксперты отмечают, что сенсорные экраны, хотя и выглядят современно, не всегда удобны и безопасны в использовании, и физические кнопки по-прежнему остаются важным элементом эргономики автомобиля.