Российский авторынок переживает не лучшие времена. Спрос на автомобили падает, а вместе с ним и выдачи автокредитов. Как сообщают «Известия» со ссылкой на данные Объединенного кредитного бюро (ОКБ), в феврале 2025 года банки выдали всего 62,3 тысячи автокредитов на общую сумму 76,7 млрд рублей. Это самый низкий показатель за последние два года.
Выдачи автокредитов рухнули до минимума: лучший момент, чтобы получить скидку

Эксперты подтверждают эту тенденцию, отмечая падение выдач в полтора раза по сравнению с февралем прошлого года. Крупные банки, такие как ВТБ и Совкомбанк, также сообщают о серьезном снижении объемов выданных автокредитов – вдвое и в полтора раза соответственно.

Падение затронуло не только количество, но и среднюю сумму кредита. Если в феврале 2024 года она составляла около 1,4 млн рублей, то в феврале 2025 года снизилась до 1,2 млн рублей. Впрочем, есть и хорошая новость для заемщиков: полная стоимость кредита (ПСК), включающая процентную ставку и все дополнительные расходы, постепенно снижается уже четвертый месяц подряд и достигла 23,5% годовых. Средний срок кредитования также сократился до 5 лет и 4 месяцев.
Однако, несмотря на снижение ПСК, переплата по такому кредиту все еще остается существенной и может достигать 800 тысяч рублей, что составляет примерно 70% от первоначальной стоимости машины.
На фоне общего падения спроса меняется и структура рынка. Российские и китайские бренды уверенно занимают лидирующие позиции. Таак, «Абсолют Банк» сообщил, что почти половина всех продаж приходится на Lada (40%), далее следуют китайские Chery (14%), Changan (9%), а также Haval и Kaiyi.
Эксперты связывают текущую ситуацию на авторынке с несколькими факторами. Во-первых, Центробанк в середине 2024 года ужесточил требования к выдаче автокредитов, ограничив доступ к ним для заемщиков, у которых платежи по долгам превышают половину дохода. Во-вторых, и это, пожалуй, главная причина, существенно вырос утилизационный сбор.
Этот сбор платят продавцы, но, естественно, включают его в конечную стоимость автомобилей, что делает их менее доступными для покупателей.
В марте 2024 года, предвидя грядущее повышение цен из-за утильсбора, рынок автокредитования пережил настоящий бум. Заемщики и банки спешили оформить кредиты по старым ценам, что привело к рекордным объемам выдач. Однако уже в октябре, когда новые правила по утильсбору вступили в силу, началось стремительное падение продаж, которое продолжается до сих пор.
Повышение утилизационного сбора – это мера, направленная на поддержку отечественного автопрома и стимулирование иностранных производителей, в первую очередь китайских, к локализации производства в России. Однако пока эти надежды не оправдались. Китайские компании не спешат переносить производство, а цены на автомобили продолжают расти. К уже упомянутому утильсбору добавились ажиотажный спрос в начале 2024 года и ослабление рубля, что привело к росту цен на 7-12% всего за полгода.
И это еще не конец: правительство планирует ежегодно повышать утильсбор на 10-20% вплоть до 2030 года.

Впрочем, даже в такой ситуации есть свои плюсы. В сложившейся ситуации автодилерам приходится идти на ухищрения, чтобы привлечь покупателей и распродать скопившиеся запасы автомобилей, многие из которых были закуплены в кредит.
Сейчас на рынке можно найти скидки от 100-300 тысяч рублей до нескольких миллионов в зависимости от марки и модели. Особенно щедрые предложения действуют на автомобили Belgee, Geely и Haval. В марте цены снизились как минимум на девять автомобильных брендов.
Однако эксперты предупреждают: если сейчас покупка автомобиля может быть выгодной благодаря скидкам, то в долгосрочной перспективе цены, скорее всего, продолжат расти из-за повышения утилизационного сбора и ограниченного предложения.
По их мнению, возвращение на российский рынок таких крупных игроков, как Toyota, могло бы стабилизировать ситуацию. Но даже в этом случае рост цен неизбежен из-за политики повышения утильсбора, направленной на ограничение импорта.