Тормоза прогресса: пыль от тормозных колодок оказалась опаснее выхлопов дизеля

Вредят экологии больше, чем выхлопы: как пыль от колодок стала новой экологической проблемой.
Игорь Барышев
Игорь Барышев
Тормоза прогресса: пыль от тормозных колодок оказалась опаснее выхлопов дизеля
Unsplash

Мы привыкли считать выхлопные газы автомобилей главным источником загрязнения воздуха в городах. Однако недавнее международное исследование, опубликованное в журнале Particle and Fibre Toxicology (PFT), заставляет пересмотреть наши представления об экологических угрозах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Оказывается, пыль, образующаяся при износе тормозных колодок, может быть даже более опасной для здоровья легких, чем выхлопные газы современных дизельных двигателей.

Лучше так не делать: чем опасные открытые окна в машине и причем тут ученые

Плохие новости для любителей авто с большим выхлопом. Скорее всего, они — психопаты

Загрязнение воздуха в мире превысило допустимые значения: какие могут быть последствия?​​​​​​​
Unsplash

Чтобы доказать это, ученые провели эксперимент, в котором клетки, имитирующие слизистую оболочку легких человека, подвергались воздействию различных типов загрязнителей. И вот результат: тормозная пыль вызвала более сильные токсические реакции, чем частицы дизельного выхлопа. Эти реакции связаны с развитием серьезных заболеваний дыхательной системы, таких как астма и даже рак легких.

Парадоксально, но именно современные безасбестовые тормозные колодки, которые пришли на смену материалам, содержащим канцерогенный асбест, оказались источником проблем. В их составе широко используется медь, и именно частицы меди, выделяющиеся при износе колодок, представляют особую опасность. Они способны проникать в клетки легких, вызывая воспаление и усугубляя повреждения.

В некоторых странах уже предпринимаются меры по ограничению содержания меди в тормозных колодках. Однако в целом проблема «невыбросных» загрязнителей, таких как пыль от тормозов и шин, пока еще не получила должного внимания со стороны регуляторов. Ученые настаивают на необходимости пересмотра существующих экологических норм и учета всех источников загрязнения воздуха, а не только выхлопных газов.

Внедрение новых стандартов, таких как Euro 7, ожидаемое в 2026 году, может подтолкнуть развитие новых технологий и материалов для тормозных систем. Возможно, мы увидим колодки из инновационных материалов или эффективные системы улавливания тормозной пыли.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Unsplash

Однако, пока эти технологии не станут широко доступными, даже переход на электромобили не гарантирует нам чистый воздух. Проблема тормозной пыли требует комплексного подхода и внимания как со стороны производителей, так и со стороны регулирующих органов.

И даже если завтра все автомобили на планете станут электрическими, проблема тормозной пыли ничего не исчезнет. Ведь тормозить придется всем.