Мы привыкли считать выхлопные газы автомобилей главным источником загрязнения воздуха в городах. Однако недавнее международное исследование, опубликованное в журнале Particle and Fibre Toxicology (PFT), заставляет пересмотреть наши представления об экологических угрозах.
Тормоза прогресса: пыль от тормозных колодок оказалась опаснее выхлопов дизеля

Оказывается, пыль, образующаяся при износе тормозных колодок, может быть даже более опасной для здоровья легких, чем выхлопные газы современных дизельных двигателей.

Чтобы доказать это, ученые провели эксперимент, в котором клетки, имитирующие слизистую оболочку легких человека, подвергались воздействию различных типов загрязнителей. И вот результат: тормозная пыль вызвала более сильные токсические реакции, чем частицы дизельного выхлопа. Эти реакции связаны с развитием серьезных заболеваний дыхательной системы, таких как астма и даже рак легких.
Парадоксально, но именно современные безасбестовые тормозные колодки, которые пришли на смену материалам, содержащим канцерогенный асбест, оказались источником проблем. В их составе широко используется медь, и именно частицы меди, выделяющиеся при износе колодок, представляют особую опасность. Они способны проникать в клетки легких, вызывая воспаление и усугубляя повреждения.
В некоторых странах уже предпринимаются меры по ограничению содержания меди в тормозных колодках. Однако в целом проблема «невыбросных» загрязнителей, таких как пыль от тормозов и шин, пока еще не получила должного внимания со стороны регуляторов. Ученые настаивают на необходимости пересмотра существующих экологических норм и учета всех источников загрязнения воздуха, а не только выхлопных газов.
Внедрение новых стандартов, таких как Euro 7, ожидаемое в 2026 году, может подтолкнуть развитие новых технологий и материалов для тормозных систем. Возможно, мы увидим колодки из инновационных материалов или эффективные системы улавливания тормозной пыли.

Однако, пока эти технологии не станут широко доступными, даже переход на электромобили не гарантирует нам чистый воздух. Проблема тормозной пыли требует комплексного подхода и внимания как со стороны производителей, так и со стороны регулирующих органов.
И даже если завтра все автомобили на планете станут электрическими, проблема тормозной пыли ничего не исчезнет. Ведь тормозить придется всем.