Большинство жителей России высказываются в поддержку идеи создания «тревожной кнопки» в мобильных банковских приложениях.
Россияне хотят получить «тревожную кнопку» для банков: зачем это нужно и как будет работать

Как сообщает «Коммерсант» со ссылкой на данные опроса, проведенного ВТБ в преддверии Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2025), 79% россиян хотели бы видеть такую функцию.

По данным опроса, актуальность «тревожной кнопки» для пользователей банковских продуктов возрастает на фоне того, что более 50% россиян хотя бы один раз в жизни сталкивались с попытками мошенничества.
Респонденты высказали различные мнения относительно функционала «тревожной кнопки». Основным назначением, по мнению большинства, должно стать оперативное оповещение о случаях мошенничества или потере карт.
Относительно того, куда должен поступать сигнал при нажатии кнопки, 56% опрошенных считают, что информация должна направляться одновременно в банки и правоохранительные органы. 15% высказались за передачу данных только в банки, а 29% полагают, что формат оповещения должен зависеть от конкретной ситуации.
Помимо жалоб на мошенничество, россияне видят полезность «тревожной кнопки» для сообщения об утере банковской карты (эту функцию поддержали 80% опрошенных) и для сигнализирования в случае угрозы личной безопасности, например, при ограблении (71%).
Абсолютное большинство респондентов (91%) поддержало идею автоматической передачи данных о местоположении устройства, с которого был активирован сигнал «тревожной кнопки».
Что касается реакции системы при нажатии кнопки, 34% опрошенных считают, что в первую очередь должна производиться блокировка карты. Около трети респондентов также высказались за передачу в банки информации о текущем местоположении и сведениях о последних финансовых транзакциях. Менее значительная часть опрошенных, порядка 12%, полагает, что функция должна ограничиваться только оповещением.
Скорость реакции банка на сигнал была выделена как важный фактор. 76% россиян хотели бы, чтобы блокировка счета происходила практически мгновенно, в течение одной минуты после активации «тревожной кнопки».
При этом более половины опрошенных считают, что одного нажатия кнопки недостаточно для предотвращения случайного срабатывания. Они высказались за необходимость дополнительного подтверждения действия.

В настоящее время в мобильном приложении ВТБ реализован ряд функций безопасности, позволяющих пользователям отслеживать авторизации с разных устройств, отвязывать их или завершать сессии. При утере устройства блокировка онлайн-банка возможна по звонку в колл-центр, после чего доступ может быть восстановлен, например, с использованием технологии NFC (приложив карту к телефону).
Возможность появления «тревожной кнопки» в приложениях банков и демонстрация прототипа такой функции могут обсуждаться в рамках предстоящего Петербургского международного экономического форума. ПМЭФ-2025 пройдет в Санкт-Петербурге с 18 по 21 июня. Главной темой форума заявлены «Общие ценности – основа роста в многополярном мире».
Ранее глава Банка России Эльвира Набиуллина сообщала о планах ЦБ обязать банки с октября внедрить в мобильные приложения специальную кнопку для сигналов о мошенничестве с целью упрощения подачи таких заявлений.