Верховный суд Российской Федерации в ближайшее время рассмотрит дело, которое может существенно повлиять на практику начисления таможенных пошлин при ввозе автомобилей для личного пользования.
Таможня не дала добро: российская владелица BMW из Кореи получил новый счет на 2,9 млн через год после покупки

Как сообщает «Коммерсант», предметом спора стал подержанный кроссовер BMW X6 2020 года выпуска, приобретенный в Южной Корее и ввезенный через Владивостокскую таможню.

Летом 2022 года жительница России Виктория Барабанова приобрела автомобиль за 57,8 тысячи долларов. На основании поданной декларации Владивостокская таможня начислила пошлину в размере 2,7 миллиона рублей, которая была полностью оплачена. Осенью 2022 года BMW X6 был выпущен в свободное обращение на территории РФ.
Однако спустя год, в сентябре 2023-го, таможенный орган предъявил владелице требование о доплате почти 2,9 миллиона рублей, включающих дополнительные пошлины, проценты и пени. Основанием для пересмотра стоимости стало подозрение в занижении цены автомобиля.
Таможенники сослались на данные международного аукционного сайта plc.auction, где, по их информации, автомобиль с идентичным VIN-номером был выставлен на продажу за 150,2 тысячи долларов — почти в три раза дороже задекларированной стоимости.
Владелица автомобиля оспорила доначисления в суде. Ее представители настаивали на недостоверности сведений с указанного сайта. В качестве доказательств была представлена переписка с администрацией ресурса, в которой менеджеры plc.auction сообщили, что не располагают точной информацией о фактической цене продажи и не могут подтвердить, была ли сделка вообще совершена.
Кроме того, было указано, что покупка подержанного автомобиля за 150,2 тысячи долларов не имела экономического смысла, поскольку, по данным официального дилера в Южной Корее, новый BMW X6 2022 года выпуска стоил не более 100 тысяч долларов.
Арбитражный суд Приморского края в октябре 2024 года встал на сторону владелицы BMW, признав доначисления незаконными. Суд счел, что у таможни не было оснований для повторной проверки, а использование непроверенных данных из интернета некорректно.
Однако апелляционная и кассационная инстанции отменили это решение и поддержали позицию таможни. Они указали, что перечень источников информации о стоимости товаров является открытым, поэтому таможенный орган вправе использовать общедоступные данные.

В результате спор дошел до Верховного суда. В своей жалобе владелица автомобиля подчеркнула, что предоставила все первичные документы, подтверждающие цену покупки.
Теперь Экономической коллегии ВС предстоит разъяснить, в каких случаях таможенные органы могут пересчитывать стоимость уже ввезенных и выпущенных автомобилей и какие источники информации можно считать достоверными. Слушание по делу назначено на 12 ноября 2025 года.