Помните жуткие всплывающие окна из 2010-х с кричащими надписями «Ваш компьютер заражен! Миллион вирусов» и прочее? Кажется, они вернулись, но уже в новом формате — прямо в рекламе на YouTube для пользователей iPhone.
Пользователей YouTube на iPhone начали пугать странными уведомлениями: это оказался очередной развод

Пользователи видеоплатформы начали получать сообщения в стиле системных уведомлений iOS с текстом вроде: «Ваш iPhone серьезно поврежден (247) вирусами!». Далее следует угроза, что если не принять меры, сим-карта сломается, а все фото и контакты будут удалены.

Одной из первых на это обратила внимание вице-президент по киберугрозам компании Infoblox Рене Бертон. В своих социальных сетях она опубликовала скриншот такой рекламы, выразив удивление тем, как подобный контент вообще мог пройти проверку. Рекламный баннер, выполненный в стиле системного оповещения, угрожает пользователю серьезными последствиями: «Если вы ничего не сделаете, это приведет к повреждению SIM-карты, удалению данных, фотографий и контактов».
На самом деле это фейк, конечная цель которого — заставить напуганного пользователя нажать на кнопку «Установить». После этого происходит перенаправление в официальный магазин App Store, где предлагается скачать утилиту, якобы предназначенную для «очистки» смартфона от несуществующих угроз.
При более внимательном изучении приложение вызывает серьезные подозрения. Во-первых, оно принадлежит недавно зарегистрированной китайской компании, у которой отсутствует внятное юридическое лицо и прозрачная история. Во-вторых, его политика конфиденциальности выглядит как текст, сгенерированный языковой моделью, и не содержит конкретных обязательств по защите данных.
В-третьих, утилита запрашивает доступ к большому объему личной информации, включая контакты, фото, видео и данные о местоположении, что может свидетельствовать о потенциальном сборе и утечке данных.

Самое странное, что несмотря на пройденный пик популярности, схема продолжает работать. На момент обнаружения обмана это приложение уже находилось на 50-й строчке в категории «Продуктивность» в американском App Store.
Эксперты отмечают, что основной целевой аудиторией таких уловок являются пожилые люди, которые менее осведомлены о подобных видах мошенничества. Это совпадает с данными самой Google: возрастная группа 65+ является самой быстрорастущей среди зрителей YouTube, а время просмотра у пользователей старше 55 лет удвоилось и растет на 80% быстрее, чем в среднем по остальным возрастным группам.