Автобизнес на грани банкротства: как власти и дилеры будут спасать автомобильный рынок в России

Продажи автомобилей в России рухнули, и теперь дилеры предлагают радикальные меры. Среди них — повышение налога на старые авто и обязательный техосмотр каждые полгода.
Игорь Барышев
Игорь Барышев
Автобизнес на грани банкротства: как власти и дилеры будут спасать автомобильный рынок в России
Unsplash

Российский автомобильный рынок переживает рекордную за последние 10 лет стагнацию, что ставит под угрозу существование значительной части дилерского бизнеса.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как заявил порталу Autonews президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин, около 30% дилерских центров в стране испытывают серьезные финансовые трудности и находятся на грани закрытия. С начала 2025 года свою деятельность уже прекратили порядка 200 автосалонов.

Такого не было пять лет: почему цены на новые автомобили рекордно падают?

Автомобили станут еще дороже: в России появится утильсбор для еще одной категории автомобилей

Какие автомобили облагаются налогом на роскошь: Минпромторг обновил перечень​​​​​​​
Unsplash

Главной причиной столь печальной статистики стало резкое падение спроса. Несмотря на снижение цен, за первое полугодие 2025 года рынок новых автомобилей сократился на 27%. По словам Подщеколдина, текущая структура рынка, где на 124 бренда приходится всего 4 тысячи дилерских центров, не позволяет бизнесу работать с устойчивой прибылью.

Для сравнения, в США на 45 брендов приходится 16,7 тысячи салонов, что обеспечивает значительно более высокие продажи на одну точку.

Для стимуляции рынка и спасения отрасли РОАД выступила с радикальным предложением — «отучать» граждан от старых машин. Ассоциация подготовила законопроект, который предполагает повышение транспортного налога в полтора раза на автомобили старше 15 лет и введение для них обязательного технического осмотра каждые шесть месяцев.

В качестве одного из аргументов приводится забота об экологии, так как «у машин уже поношенные двигатели». Учитывая, что средний возраст автомобиля в России составляет 16,5 лет, эта мера может затронуть почти половину автовладельцев.

В свою очередь правительство также готовит меры для поддержки автопрома. Так, глава Минпромторга Антон Алиханов сообщил о разработке плана, который должен не допустить падения продаж на 40%. В частности, планируется возобновление популярных госпрограмм льготного автокредитования «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль».

Найти средства на их финансирование ведомство намерено за счет очередного повышения утилизационного сбора. На этот раз он может коснуться физических лиц, которые ввозят в страну автомобили с мощностью двигателя свыше 160 лошадиных сил.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Unsplash

Тем временем, аналитики агентства «Автостат» уже пересмотрели свои прогнозы на второе полугодие – естественно, в сторону их ухудшения.

Теперь даже пессимистичный сценарий падения продаж на 20% к прошлому году (1,25 миллиона автомобилей за год) считается базовым.