Цены взлетели, «частники» на грани катастрофы: что ждет российский авторынок после введения нового утильсбора

Российский автомобильный рынок входит в зону турбулентности перед предстоящим в декабре повышением утильсбора.
Игорь Барышев
Игорь Барышев
Цены взлетели, «частники» на грани катастрофы: что ждет российский авторынок после введения нового утильсбора
Freepik

С 1 декабря в России вступят в силу новые правила расчета утилизационного сбора для автомобилей, ввозимых физическими лицами. Изменения затронут машины с мощностью двигателя более 160 л.с.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По заявлению властей, мера направлена на поддержку отечественных производителей. Представители отрасли и эксперты прогнозируют рост цен на импортные автомобили и еще большие изменения на автомобильном рынке России.

Новый утильсбор еще не введен, а цены уже улетели в космос: средняя стоимость машин в октябре стала рекордной

В Корее и Китае не осталось автомобилей: россияне скупили все перед повышением ставки утильсбора

Двойной удар по кошелькам: утильсбор в России повысят дважды за один месяц
Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ранее первый вице-премьер Денис Мантуров заявил РИА Новости, что цель правительства — создать условия, при которых локальное производство станет выгоднее прямого импорта, назвав это «нормальной мировой практикой».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По данным Минпромторга, средства, полученные от утилизационного сбора, направляются на финансирование государственных программ, в том числе:

  1. Поддержку промышленных предприятий.
  2. Реализацию национальных проектов в сфере технологического лидерства.
  3. Развитие отечественного станкостроения, робототехники и микроэлектроники.

В ведомстве ожидают, что нововведение принесет в бюджет дополнительно 40–60 млрд рублей в год.

А вот участники рынка в первую очередь ожидают значительного повышения стоимости импортируемых автомобилей. По расчетам издания Autonews, рост цен на некоторые модели может составить:

  • Geely Monjaro — на 838 600 рублей
  • Toyota RAV4 — на 1 966 600 рублей
  • Hyundai Palisade — на 2 180 600 рублей
  • BMW X5 — на 2 358 600 рублей

В преддверии повышения утильсбора на российском авторынке начался ажиотажный спрос. По данным агентства «Автостат», в октябре продажи новых автомобилей достигли 165,7 тыс. единиц, что стало месячным рекордом. Аналитики объяснили такой показатель с желанием покупателей приобрести машины до их удорожания.

В свою очередь повышенный спрос привел к тому, что дилеры стали сокращать размер скидок, предоставляемых за трейд-ин и автокредиты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Таким образом, изменения в первую очередь коснутся физических лиц, ввозящих автомобили для личного пользования. По оценке экспертов, на долю частного ввоза подержанных машин приходится около 400 тысяч единиц в год.

Национальный автомобильный союз направил в Минфин и ФТС письмо, в котором спрогнозировал возможные негативные последствия принятия нового утильсбора для бюджета. Как считают в НАС, из-за отказа россиян от покупки дорогих автомобилей бюджет может недополучить до 300 млрд рублей в год от таможенных платежей и самого сбора.

Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На фоне этого появились сведения, что некоторые китайские автопроизводители рассматривают возможность программного занижения мощности двигателей перед ввозом в РФ с последующим восстановлением характеристик уже на территории страны.

Тем временем эксперты отмечают, что отечественный автопром, ради которого вводится мера, сам зависит от импортных компонентов. Так, например, локализация производства составляет 30-40%, и после ухода иностранных компаний возникли проблемы даже со сборкой Lada из-за отсутствия блоков управления Bosch.

Таким наглядным примером сложностей стал случай с Lada Iskra, когда производителю пришлось выпускать инструкцию для владельцев по правильной установке перепутанных на заводе предохранителей, из-за чего в новых машинах не работали парктроник и система ESP.

Кроме того, как отметил первый вице-президент НАС Ян Хайцеэр, совокупный объем производства отечественных автопредприятий составляет около 1,5 млн автомобилей в год, что, по его мнению, недостаточно для полноценного влияния на рынок.

Он также указал, что российские производители сначала уплачивают утильсбор, а компенсацию получают позже, закладывая эти расходы в конечную стоимость продукции.