Правительство России объявило о введении обязательной маркировки звонков для защиты граждан от телефонного и интернет-мошенничества. Такое заявление сделал премьер-министр Михаил Мишустин на заседании правительства 13 февраля. Новая мера станет частью комплексного пакета изменений в законодательство, направленных на борьбу с растущей угрозой мошенничества.
В России введут обязательную маркировку телефонных звонков: зачем это нужно

Это нововведение позволит абонентам видеть на экране телефона информацию о звонящем: название организации или обозначение «международный виртуальный номер».

Пока детали реализации системы не раскрываются, но предполагается, что она будет похожа на сервис «визитка» с категоризацией звонков (доставка, спам, мошенники и т.д.). Раньше подобные системы использовались операторами на добровольной основе, теперь же маркировка, вероятно, станет обязательной.
При этом маркировка звонков – лишь одна из мер в комплексе правительственных инициатив. Кроме нее, в правительстве обсуждается запрет на использование иностранных мессенджеров государственными органами, банками и операторами связи при общении с гражданами. Это позволит пресечь практику, когда мошенники, используя иностранные мессенджеры, выдают себя за сотрудников этих учреждений.
Также планируется создание специальной информационной системы для сбора записей голосов телефонных мошенников, чтобы облегчить их идентификацию и преследование.
В России в целом очень остро стоит проблема телефонного мошенничества. В конце 2024 года во время прямой линии с президентом России Владимиром Путиным жительница Казани рассказала о том, как стала жертвой мошенников, которые оформили на нее несколько кредитов. Тогда Путин отметил «зашкаливающие объемы» мошенничества и необходимость принятия решительных мер.
Известно, что мошенники особенно активизируются в предпраздничные периоды, например, сейчас перед Днем святого Валентина или 8 марта. Они используют различные схемы с «неожиданными подарками» или «родственниками из-за рубежа», выманивая коды из SMS, которые дают доступ к банковским счетам и личным кабинетам на портале Госуслуг.

По словам коммерческого директора разработчика голосовых помощников Neuro.net Александра Лошкарева, введение маркировки вряд ли сможет полностью нейтрализовать использование голосовых роботов.
«Разработчики так называемого диалогового ИИ постоянно совершенствуют технологии, стремясь создать максимально реалистичную имитацию разговора с живым оператором, используя те же методы, что и в обычных колл-центрах», — отметил он.
Тем не менее, эксперт считает, что маркировка звонков в сочетании с другими мерами, такими как блокировка звонков с международных виртуальных номеров и неизвестных номеров (если они не сохранены в контактах телефона), может существенно осложнить деятельность мошенников.