Российских автовладельцев и покупателей новых автомобилей ожидает двухэтапное увеличение утилизационного сбора, которое повлияет на стоимость импортируемых машин.
Двойной удар по кошелькам: утильсбор в России повысят дважды за один месяц

Как рассказал изданию «Газета.Ru» вице-президент «Национального автомобильного союза» Ян Хайцеэр, первый этап, связанный с изменением методики расчета для физических лиц, начнется 1 декабря 2025 года.
Второй этап, представляющий собой плановую индексацию ставок, произойдет уже через месяц – 1 января 2026 года.

Первый этап изменений вступает в силу с 1 декабря 2025 года согласно постановлению правительства №1713. Новые правила коснутся физических лиц, ввозящих в Россию для личного пользования автомобили с двигателями мощностью свыше 160 л.с.
Если до этого момента сбор для физлиц составлял 3 400 рублей за автомобиль младше трех лет и 5 200 рублей за более старый, то с 1 декабря они будут платить утильсбор по тем же ставкам, что и юридические лица.
Сумма будет рассчитываться исходя из объема и мощности двигателя, а также возраста автомобиля, и может достигать нескольких миллионов рублей.
Вслед за этим, с 1 января 2026 года, начнется второй этап — плановая индексация коэффициентов, используемых для расчета утильсбора. По словам вице-президента «Национального автомобильного союза» Яна Хайцеэра, ставки могут вырасти на 25%.
«После анонса об изменении методики расчета продавцы уже прекратили предоставлять скидки на автомобили, что привело к росту цен», — отметил он.
Эксперт также напомнил, что в начале 2025 года аналогичное повышение не привело к резкому подорожанию машин только благодаря укреплению рубля и спаду продаж, что заставило компании снижать цены.
Чтобы оценить масштаб изменений, можно рассмотреть, как утильсбор вырастет для популярных моделей, ввозимых в Россию по схеме параллельного импорта.
Расчеты приведены для новых автомобилей до 3 лет.

- Geely Monjaro (2.0 л, 272 л.с.)
С 1 декабря 2025 года сбор составит 952 000 рублей. С 1 января 2026 года он увеличится до 1 142 400 рублей.
- Toyota RAV4 (2.0 л, 171 л.с.)
С 1 декабря сбор составит 750 000 рублей, с 1 января 2026 года — 900 000 рублей.
- Volkswagen Tiguan / Skoda Kodiaq (2.0 л, 220 л.с.)
С 1 декабря сбор составит 842 000 рублей, с 1 января 2026 года — 1 010 400 рублей.
- BMW X3 (2.0 л, 190 л.с.)
С 1 декабря сбор составит 794 000 рублей, с 1 января 2026 года — 952 800 рублей. Для версии на 258 л.с. платеж вырастет с 2 100 000 до 2 520 000 рублей соответственно.
- BMW X5 (3.0 л, 286 л.с.)
С 1 декабря сбор составит 2 184 000 рублей, а с 1 января 2026 года — 2 620 800 рублей.
- Mercedes-Benz G-Класс (3.0 л, 367 л.с.)
С 1 декабря сбор составит 2 458 000 рублей, с 1 января 2026 года — 2 949 600 рублей.
Для автомобилей с объемом двигателя свыше 3.5 литров ставки будут еще выше. Например, для нового автомобиля с таким мотором утильсбор может вырасти с 3,8 млн рублей до более чем 4,5 млн рублей в 2026 году.
Сам Хайцеэр и другие эксперты ожидают, что повышение стоимости новых импортируемых автомобилей приведет к росту спроса и цен на вторичном автомобильном рынке.
