В августе 2025 года российский рынок новых легковых автомобилей продемонстрировал рост, достигнув рекордного показателя в текущем году. По данным аналитического агентства «Автостат», за месяц было реализовано 122 235 автомобилей, что на 1,3% больше, чем в июле. Этот факт вызвал сдержанный оптимизм у дилеров и экспертов, породив надежды на то, что год в целом окажется не таким провальным, как ожидалось ранее.
Ловушка для покупателя: почему рост автопродаж в России грозит скачком цен

Однако, как пишет портал «Автовзгляд», этот рывок не компенсирует общего отставания: августовские продажи все еще на 17,6% ниже, чем в том же месяце прошлого года, а итоги восьми месяцев показывают спад на 23% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года.

Исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов связывает временное оживление на рынке с несколькими ключевыми факторами. Во-первых, это активные предложения скидок от дилеров. Автопроизводители и дилерские центры используют маркетинговые акции для стимулирования спроса в условиях его общего снижения.
Например, «АвтоВАЗ» в первой половине сентября объявил о введении дисконта на модели Aura, Vesta, Largus и Niva, где выгода может достигать 550 000 рублей. Компания Belgee также продлила все действующие акции, позволяющие сэкономить при покупке кроссоверов до 660 000 рублей. Подобную стратегию применяют и другие бренды, присутствующие на российском рынке.
Во-вторых, на рынок могло повлиять недавнее снижение ключевой ставки Банком России, хотя его эффект оценивается неоднозначно. Снижение на 3 процентных пункта оставило ставку на уровне 18%, который многие эксперты по-прежнему считают запретительным для массового кредитования.
Так, вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр заявил «Российской газете», что даже ставка в 15% недостаточна для того, чтобы покупатели массово вернулись в автосалоны. По его мнению, она должна быть ниже 10%.
Третьим фактором, по мнению Удалова, являются субсидии на автокредиты, предлагаемые самими производителями, которые делают покупку более доступной. Однако ключевым мотивом для покупателей, по его же словам, стало понимание того, что текущие цены и выгодные предложения не будут действовать долго.
«У людей есть понимание того, что цены все равно в течение долгого времени не будут оставаться на этом уровне. Потихоньку все равно будут расти, а пока есть выгодные предложения», — отметил эксперт.
Эксперты авторынка уверены, что текущие скидки являются временной мерой, призванной стимулировать продажи в сложный период. Как только ситуация на рынке стабилизируется, все дисконты будут отменены, и цены вернутся на прежний, более высокий уровень, а возможно, и продолжат расти. Базовые прайс-листы при этом остаются непоколебимыми, а маркетинговые акции имеют ограниченный срок действия.

Стабилизация продаж, по мнению специалистов, неизбежна. Это связано с естественным старением автопарка в стране. Владельцы вынуждены обновлять свои автомобили, несмотря на финансовые трудности и высокие цены.
Кроме того, за последнее время стало очевидно, что ожидать скорого возвращения ушедших мировых брендов не стоит, а сложившаяся на рынке монополия ограниченного числа производителей позволяет им диктовать свои ценовые условия, не всегда учитывая интересы населения.