На российском автомобильном рынке в сентябре произошел заметный поворот: после длительного доминирования китайских брендов начали активно расти продажи иномарок из других стран.
Первая среди лучших: Toyota вновь в топ-10 продаж новых автомобилей в России

Как сообщил в своем телеграм-канале директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков, доля новых легковых автомобилей глобальных марок, не считая китайские, российские и белорусские, увеличилась до 11,6%. Это стало самым высоким показателем за долгое время, ведь еще в первой половине года он колебался в пределах 6-8%.

Рост этого сегмента начался летом и планомерно набирал обороты. Если в июне его доля составляла 8%, то в июле она поднялась до 9,1%, в августе достигла 9,9%, а сентябрь завершился и вовсе внушительной цифрой в 11,6%. В абсолютных числах в сентябре было продано 14,2 тысячи таких автомобилей. Это на 18% больше, чем в августе, когда было реализовано 12 тысяч машин, и на 16% превышает показатель сентября прошлого года, когда своих покупателей нашли 12,2 тысячи автомобилей.
При этом общий объем российского авторынка, наоборот, сократился на 19% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, что делает рост «некитайского» сегмента особенно заметным.
Лидером среди привычных нам иномарок в сентябре стала Toyota, продажи которой выросли почти на половину. Всего было продано 3308 автомобилей этой марки. На втором месте расположилась BMW с результатом в 1741 проданный автомобиль, что на 51% больше, чем годом ранее. Замыкает тройку лидеров KIA, чьи продажи, однако, сократились на 38% и составили 1228 единиц. Следом в рейтинге идут Hyundai с 960 проданными машинами и снижением на 57%, и Mercedes-Benz, который, наоборот, показал рост на 54% с 891 автомобилем.
Значительный рост продемонстрировали Mazda, Skoda и Volkswagen, чьи продажи увеличились на 130%, 108% и 136% соответственно. Продажи Lexus выросли на 4%, а замыкает десятку KGM, бывший SsangYong, с 500 проданными автомобилями.
Отдельно стоит отметить марку Solaris. Хотя формально она зарегистрирована в России, под ее шильдиком скрываются корейские модели. Продажи «Солярисов» в сентябре выросли вдвое, достигнув 4028 единиц. Такой результат позволил бренду уверенно закрепиться в общей десятке лидеров российского авторынка, опередив сразу несколько китайских компаний.
Эксперты связывают этот всплеск интереса к классическим иномаркам с несколькими факторами. Основной из них — предстоящее повышение утилизационного сбора. Покупатели спешат приобрести автомобили, ввезенные по схемам альтернативного импорта, до того, как они подорожают. Также свою роль сыграли рост цен на китайские автомобили и сохраняющееся доверие многих россиян к японским, корейским и немецким брендам.
Прогнозируется, что в октябре эта тенденция сохранится, так как интерес к покупке до повышения сбора будет оставаться высоким. Однако, по словам Сергея Целикова, уже в ноябре этот «ручеек» альтернативного импорта могут перекрыть, что снова изменит баланс сил на рынке.

Стоит отметить, что за восемь месяцев текущего года в Россию по таким схемам было ввезено 70,8 тысячи новых легковых автомобилей, что на 40% меньше, чем за тот же период прошлого года. Это говорит о том, что сентябрьский рост может быть скорее временным явлением, чем долгосрочным трендом.
Параллельно с этим, в сентябре средняя стоимость нового отечественного автомобиля выросла на 71 тысячу рублей, достигнув 1,66 миллиона рублей, что является рекордом за последние два года.