Продажи легковых автомобилей в России в ноябре 2025 года упали на 23% по сравнению с октябрем. Как сообщает аналитическое агентство «Автостате» со ссылкой на ППК (совместное предприятие «Электронного паспорта» и «Автостата»), за последний месяц осени было реализовано 127,9 тысячи автомобилей, в то время как в октябре этот показатель составил 166 тысяч машин.
Авторынок в России продолжает лихорадить: продажи машин упали, а цены взлетели

Несмотря на месячное снижение, показатель ноября на 5% превышает данные за аналогичный период прошлого года.

Основными факторами, повлиявшими на ноябрьские результаты, стали предстоящее изменение утильсбора и повышенная нагрузка на таможенные посты.
Неопределенность со стартом новых правил (изначально анонсировался на 1 ноября, но был перенесен на 1 декабря) привела к тому, что дилеры и покупатели стремились завершить сделки до повышения цен. Это вызвало задержки на дальневосточных погранпереходах, которые в конце ноября перешли на круглосуточный режим работы.
За 11 месяцев 2025 года российский автомобильный рынок в целом сократился на 21% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув 1,33 млн проданных транспортных средств.
Наибольшее падение зафиксировано в сегменте тяжелых грузовиков (–56%). Рынок легковых автомобилей показал меньшее снижение — на 18% год к году, до 1,19 млн единиц.
На фоне ожидания роста цен изменилась структура спроса. В ноябре доля премиального сегмента выросла до 12% (с обычных 9-10%), а доля внедорожников (SUV) достигла 74% (против 70% в среднем). Также на 13% увеличилась доля электромобилей и гибридов, стоимость которых в наибольшей степени зависит от утильсбора.
Изменился и рейтинг брендов. Доля Lada на рынке сократилась до 21% (27,4 тыс. штук), что на 28% меньше по сравнению с ноябрем прошлого года и на 18% — к октябрю 2025-го. Активно наращивают долю автомобили локальной сборки: Tenet (+15% к октябрю) занял 8% рынка, вытеснив из тройки лидеров материнский бренд Chery.
Аналогичная ситуация наблюдается с парой Geely и Belgee, которые суммарно реализовали около 18 тыс. автомобилей (более 14% рынка). Продажи Solaris выросли в 3 раза (4,11 тыс. штук). В то же время импорт глобальных брендов, таких как BMW и Toyota, увеличился в 2-2,7 раза.
Средневзвешенная цена на новый легковой автомобиль в ноябре выросла до 3,54 млн рублей, что на 16% выше, чем год назад, и на 2,9% больше, чем в октябре. Одной из причин роста средней цены стало снижение доли более бюджетной Lada.
Рынок автомобилей с пробегом также демонстрирует активность. В ноябре было продано 625 тыс. таких машин (+19% к прошлому году, –4% к октябрю). Средневзвешенная цена на подержанный автомобиль достигла 1,3 млн рублей (+13% год к году).

В ноябре в Россию было ввезено 55,9 тысячи новых легковых автомобилей, лидерами по импорту стали Geely и Jetour из Китая (64% от общего объема) и Киргизии (21%). Импорт машин с пробегом достиг максимального показателя за последние два года — 59,8 тыс. единиц. Основные поставщики — Япония (34,2%), Южная Корея (24,8%) и Китай (18,3%).
По прогнозам аналитиков, в декабре продажи могут сохранить высокий уровень, однако в январе-феврале ожидается спад из-за очередной индексации утильсбора, которая намечена на 1 января 2026 года.
Кроме того, дальнейшая динамика рынка будет зависеть от ключевой ставки и общей экономической ситуации.
