Авторынок в России продолжает лихорадить: продажи машин упали, а цены взлетели

Следующий удар будет нанесен уже совсем скоро.
Игорь Барышев
Игорь Барышев
Авторынок в России продолжает лихорадить: продажи машин упали, а цены взлетели
Freepik

Продажи легковых автомобилей в России в ноябре 2025 года упали на 23% по сравнению с октябрем. Как сообщает аналитическое агентство «Автостате» со ссылкой на ППК (совместное предприятие «Электронного паспорта» и «Автостата»), за последний месяц осени было реализовано 127,9 тысячи автомобилей, в то время как в октябре этот показатель составил 166 тысяч машин.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Несмотря на месячное снижение, показатель ноября на 5% превышает данные за аналогичный период прошлого года.

Цены взлетели, «частники» на грани катастрофы: что ждет российский авторынок после введения нового утильсбора

Последствия нового утильсбора: импорт новых автомобилей в Россию упал на 64%, а цены бьют рекорды

Двойной удар по кошелькам: утильсбор в России повысят дважды за один месяц​​​​​​​
Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Основными факторами, повлиявшими на ноябрьские результаты, стали предстоящее изменение утильсбора и повышенная нагрузка на таможенные посты.

Неопределенность со стартом новых правил (изначально анонсировался на 1 ноября, но был перенесен на 1 декабря) привела к тому, что дилеры и покупатели стремились завершить сделки до повышения цен. Это вызвало задержки на дальневосточных погранпереходах, которые в конце ноября перешли на круглосуточный режим работы.

За 11 месяцев 2025 года российский автомобильный рынок в целом сократился на 21% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув 1,33 млн проданных транспортных средств.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наибольшее падение зафиксировано в сегменте тяжелых грузовиков (–56%). Рынок легковых автомобилей показал меньшее снижение — на 18% год к году, до 1,19 млн единиц.

На фоне ожидания роста цен изменилась структура спроса. В ноябре доля премиального сегмента выросла до 12% (с обычных 9-10%), а доля внедорожников (SUV) достигла 74% (против 70% в среднем). Также на 13% увеличилась доля электромобилей и гибридов, стоимость которых в наибольшей степени зависит от утильсбора.

Изменился и рейтинг брендов. Доля Lada на рынке сократилась до 21% (27,4 тыс. штук), что на 28% меньше по сравнению с ноябрем прошлого года и на 18% — к октябрю 2025-го. Активно наращивают долю автомобили локальной сборки: Tenet (+15% к октябрю) занял 8% рынка, вытеснив из тройки лидеров материнский бренд Chery.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Аналогичная ситуация наблюдается с парой Geely и Belgee, которые суммарно реализовали около 18 тыс. автомобилей (более 14% рынка). Продажи Solaris выросли в 3 раза (4,11 тыс. штук). В то же время импорт глобальных брендов, таких как BMW и Toyota, увеличился в 2-2,7 раза.

Средневзвешенная цена на новый легковой автомобиль в ноябре выросла до 3,54 млн рублей, что на 16% выше, чем год назад, и на 2,9% больше, чем в октябре. Одной из причин роста средней цены стало снижение доли более бюджетной Lada.

Рынок автомобилей с пробегом также демонстрирует активность. В ноябре было продано 625 тыс. таких машин (+19% к прошлому году, –4% к октябрю). Средневзвешенная цена на подержанный автомобиль достигла 1,3 млн рублей (+13% год к году).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Freepik

В ноябре в Россию было ввезено 55,9 тысячи новых легковых автомобилей, лидерами по импорту стали Geely и Jetour из Китая (64% от общего объема) и Киргизии (21%). Импорт машин с пробегом достиг максимального показателя за последние два года — 59,8 тыс. единиц. Основные поставщики — Япония (34,2%), Южная Корея (24,8%) и Китай (18,3%).

По прогнозам аналитиков, в декабре продажи могут сохранить высокий уровень, однако в январе-феврале ожидается спад из-за очередной индексации утильсбора, которая намечена на 1 января 2026 года.

Кроме того, дальнейшая динамика рынка будет зависеть от ключевой ставки и общей экономической ситуации.