Назад в 90-е: почему авторемонт в России массово уходит в гаражи, а официальные сервисы вымирают

Пока официальные сервисы закрываются из-за непосильной аренды и дорогих запчастей, в гаражных кооперативах — настоящий бум. Частники выигрывают ценовую войну и поддерживают на ходу стремительно стареющий автопарк страны.
Игорь Барышев
Игорь Барышев
Назад в 90-е: почему авторемонт в России массово уходит в гаражи, а официальные сервисы вымирают
Freepik

Рынок послепродажного обслуживания автомобилей в России переживает интересную трансформацию, возвращаясь к модели, характерной для 1990-х годов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как пишет портал «Автовзгляд», владельцы транспортных средств все чаще отказываются от услуг официальных станций технического обслуживания (СТО) в пользу частных мастеров, работающих в гаражных кооперативах.

Этот сдвиг происходит на фоне комплекса экономических факторов, ключевыми из которых являются старение национального автопарка и изменения в структуре самого рынка автосервисов.

Обойдется в копеечку: сколько денег уходит на обслуживание автомобиля

Время небольших автосервисов уходит: им на смену придут инструментальные коворкинги

Как самостоятельно отремонтировать автомобиль и сэкономить 3,5 миллиона рублей?​​​​​​​
Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По оценкам экспертов, средний возраст автомобилей в стране уже перешагнул отметку в 15 лет, а значительная часть этого парка, по сути, нуждается не в плановом обслуживании, а в полновесном восстановлении. Кузова, двигатели и трансмиссии многих машин находятся на пределе своего ресурса, требуя серьезного ремонта, который порой сравнивают с «воскрешением из мертвых».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

При этом возможность приобрести новый автомобиль для многих остается недоступной из-за высоких цен и жестких условий по автокредитам, которые усугубляются высокой ставкой рефинансирования.

Одновременно с растущим спросом на ремонт официальный сектор автоуслуг сталкивается с трудностями. Согласно статистике, озвученной на конференции Fit Service, с начала года число зарегистрированных СТО в России сократилось на 6%, и на данный момент их насчитывается около 117 500 по всей стране. Оставшиеся на рынке предприятия вынуждены повышать цены, что напрямую связано с ростом операционных издержек:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • заметно выросла стоимость аренды помещений
  • подорожали профессиональные инструменты, запчасти и расходные материалы
  • увеличились затраты на оплату труда квалифицированных механиков

В результате средний чек на услуги в официальных мастерских стал для многих автовладельцев неподъемным. Владелец возрастного автомобиля, столкнувшись с новыми тарифами, начинает искать более дешевые альтернативы.

Это создает замкнутый круг для СТО: отток клиентов заставляет их повышать цены для оставшихся, что, в свою очередь, провоцирует уход и этой части аудитории.

Ответом на сложившуюся ситуацию становится ренессанс гаражного сервиса. Информация об умельцах, способных починить автомобиль, распространяется по «сарафанному радио». Главным конкурентным преимуществом частных мастеров является цена, которая может быть в два и более раза ниже официальных прайс-листов.

Это достигается за счет отсутствия у них таких статей расходов, как аренда, налоги, поскольку они часто работают без регистрации юридического лица и принимают оплату наличными, а также не тратятся на содержание клиентских зон и наемного персонала.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Помимо цены, гаражные мастера привлекают клиентов и своим подходом: они часто берутся восстанавливать отдельные узлы и агрегаты, а не просто меняют их целиком.

В ход идут запчасти с авторазборок, китайские аналоги и различные «обманки».

Именно эти специалисты продлевают жизнь тысячам старых иномарок, а также классическим «Жигулям» и «Москвичам».

Freepik

Однако у такой экономии есть и обратная сторона. Ремонт в гараже — это процесс, не подкрепленный официальными документами. Клиент, как правило, не получает ни чеков, ни заказ-нарядов, ни каких-либо гарантий на выполненные работы. Качество целиком и полностью зависит от квалификации и совести конкретного мастера, поэтому автовладелец берет все риски на себя.

И все же для многих это становится не вопросом выбора, а необходимостью, продиктованной экономической реальностью. Так что получается, что хотя число официальных автосервисов сокращается, общий объем услуг по ремонту автомобилей в стране не уменьшается, а перераспределяется в теневой сектор.