Главные тренды российского авторынка: что происходит с Lada и «китайцами», почему новые бренды растут

Пик спроса на китайские автомобили прошел, а Lada теряет долю на фоне активного роста новых локализованных марок.
Игорь Барышев
Игорь Барышев
Главные тренды российского авторынка: что происходит с Lada и «китайцами», почему новые бренды растут
Unsplash

Российский автомобильный рынок за последние четыре года претерпел значительную трансформацию, в результате которой сформировалась новая модельная структура.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков в своем телеграм-канале перечислил четыре главных тренда, которые определяют сегодняшнюю ситуацию в отрасли.

Последний шанс: почему автомобили в России скоро подорожают на миллионы

Какие китайские автомобили заменили ушедшие бренды

Цифровые решения и клубная система: основные тренды в мире российского авторетейла​​​​​​​
Lada
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тренд 1: Снижение доли Lada

Несмотря на государственную поддержку и различные преференции, доля лидера российского рынка, Lada, демонстрирует тенденцию к снижению. В начале 2022 года рыночная доля бренда находилась на уровне 19-20%. Начиная с марта того же года, показатель начал активно расти и достиг своего пика в ноябре 2022 года, составив 41% от всего рынка. После этого началось волнообразное снижение.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Небольшой временный подъем наблюдался в период с ноября 2024 по март 2025 года, однако к сентябрю 2025 года доля Lada опустилась до 21,5%. Таким образом, показатель практически вернулся к значениям, которые фиксировались до событий 2022 года.

По прогнозу эксперта, в 2026 году рост доли может возобновиться благодаря внедрению дополнительных мер стимулирования спроса.

Тренд 2: Коррекция доли китайских брендов после пика

Рыночная доля автомобильных брендов из Китая, показав стремительный рост, начала снижаться. Если в начале 2022 года на их долю приходилось менее 10% рынка, то к концу того же года она превысила треть, достигнув 37–38%. Летом 2023 года был преодолен рубеж в 50%. Пиковое значение было зафиксировано в сентябре 2024 года, когда доля китайских марок составила 61,9%.

После этого началось плавное снижение, и к сентябрю 2025 года показатель скорректировался до 51,4%. Основное сокращение доли чисто китайских брендов связано с динамикой продаж марок Chery и Geely, что частично объясняется развитием связанных с ними новых брендов на российском рынке.

Тренд 3: Рост продаж новых брендов

Третьей важной тенденцией стало укрепление позиций новых автомобильных брендов, созданных специально для российского рынка. От месяца к месяцу они продолжают наращивать продажи, и к сентябрю 2025 года их совокупная доля превысила 15%.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Среди наиболее успешных марок выделяются:

  • Belgee с долей 6,8%
  • Solaris (3,3%)
  • Tenet (2,2%)
  • Xcite (1,3%)
  • «Москвич» (1%)

Помимо них на рынке также представлены такие бренды, как Knewstar, Evolute, AmberAuto и Eonix. Сергей Целиков прогнозирует, что рост продаж и рыночной доли этого сегмента будет продолжаться, в первую очередь за счет развития бренда Tenet.

Haval

Тренд 4: Стабилизация доли глобальных брендов

Четвертый тренд — резкое падение и последующая стабилизация доли глобальных брендов (все производители, кроме российских и китайских). До 2022 года на них приходилось более 70% всех продаж на российском рынке. К концу 2023 года их доля опустилась ниже отметки в 10% и с тех пор колеблется в диапазоне от 7% до 10%.

В сентябре 2025 года был отмечен некоторый рост, а в октябре, по мнению эксперта, не исключен краткосрочный локальный всплеск продаж до уровня 15–20%, что может быть связано с изменением утилизационного сбора.

Среди глобальных марок наиболее устойчивые позиции сохраняют Toyota, продажи которой в России выросли в два раза по отношению к 2024 году, а также BMW, Kia, Hyundai, Mercedes-Benz, Mazda, Skoda и Volkswagen.