Министерство промышленности и торговли РФ подготовило проект постановления правительства, который предлагает снизить целевой уровень локализации для автопроизводителей, работающих в рамках специнвестконтрактов (СПИК) – с 7000 до 5500 баллов.
Минпромторг снизил требования к локализации: что это значит для российского автопрома

В ведомстве объясняют эту меру существенными экономическими изменениями, с которыми столкнулась отрасль за последние годы.

Специальный инвестиционный контракт (СПИК) — это форма государственной поддержки, действующая с 2015 года, которая предоставляет инвесторам налоговые льготы и другие преференции в обмен на обязательства по локализации производства на территории России.
Уровень локализации измеряется в баллах, начисляемых за использование российских компонентов и выполнение технологических операций.
В 2019 году контракты СПИК 1.0 подписали крупнейшие на тот момент игроки российского авторынка, включая АвтоВАЗ, Hyundai-Kia, Volkswagen, Toyota, а также калининградский «Автотор». После 2022 года большинство иностранных компаний свернули свою деятельность в РФ.
Из подписантов СПИК 1.0 активную работу продолжает «Автотор», который теперь собирает автомобили китайских брендов SWM, Kaiyi, BAIC.
Новые проекты, такие как «Москвич» и «Моторинвест» (Evolute, Voyah), заключали контракты уже по обновленным правилам СПИК 2.0.
В официальном сообщении Минпромторга указано, что пересмотр целевых показателей локализации обусловлен несколькими факторами. Среди них — последствия пандемии коронавируса, которые привели к глобальным сбоям в цепочках поставок, падение спроса из-за экономических ограничений, а также внешнее санкционное давление.
Уход из России иностранных автопроизводителей и поставщиков комплектующих из недружественных стран потребовал перезапуска производственных площадок под контролем российских бенефициаров и оперативной адаптации отрасли к новым реалиям.
Предложенные изменения будут актуальны для новых специнвестконтрактов формата СПИК 1.0, а также для контрактов, заключенных в период с 1 января 2020 года по 1 января 2026 года. При этом в министерстве подчеркивают, что корректировки не означают резкого смягчения требований и не отменяют задач по углублению локализации, поставленных в Стратегии развития автомобильной промышленности до 2035 года.

«Новый целевой показатель в 5500 баллов остается труднодостижимым. Например, при текущих уровнях локализации: Lada Granta набирает 5200 баллов, бывший Hyundai Solaris — менее 3000 баллов, а Haval Jolion — менее 2000 баллов», — заметил президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин.
Стоит отметить, что это не первая корректировка требований к локализации за последнее время. В конце августа 2025 года уже вступили в силу обновленные параметры, по которым для получения полной компенсации утилизационного сбора автопроизводителям стало достаточно набрать 1500 баллов, что более чем вдвое меньше предыдущего порога.