Светлая кухня, балкон, любимая кружка и возможность побыть собой — именно из этих деталей складывается настоящее «чувство дома» для большинства россиян. Согласно исследованию «Золотого Яблока» и Яндекс Аренды, более 82% россиян считают, что чувствовать себя дома можно не только в собственной квартире: уют и домашнюю атмосферу мы создаем сами, своими руками — через привычки, детали интерьера, ежедневные ритуалы. Больше всего в это верят зумеры (89%), немного меньше — миллениалы (84%), а среди представителей поколения Х так считают 78%.
Плед, свечи и постеры: домашний уют глазами зумеров, миллениалов и «иксов»

Внешние факторы идеального дома
Для большинства опрошенных атмосферу задает уже дорога к дому. Главный внешний критерий комфортного жилья — транспортная доступность: ее назвали важной 69% всех респондентов. Особенно часто ее отмечают представители поколения X (72%). Среди миллениалов этот показатель составляет 69%, у зумеров — 63%.

Среди других ключевых внешних параметров:
- социальная инфраструктура — школы, аптеки, поликлиники — важна для 63% опрошенных россиян. Особенно часто ее упоминают «иксы» (66%). Среди миллениалов этот показатель составляет 62%, у поколения зумеров — 58%;
- коммерческая инфраструктура — широкий выбор магазинов, кафе, салонов красоты — значима для 51% всех респондентов. В частности, для 53% «иксов», 52% зумеров и 50% миллениалов;
- зеленые зоны рядом с домом считают важными 58% опрошенных россиян. Наибольшее значение придают этому фактору представители поколения Х (66%). Среди миллениалов зеленые зоны отметили 55%, а среди зумеров — 44% респондентов.
Кто выбирает сталинки, а кто малоэтажки
Среди всех участников опроса более половины выбрали бы новый многоквартирный дом. Современность проекта особенно важна для зумеров — об этом говорят 64%. Среди миллениалов 54% тоже предпочли бы новостройку. Среди поколения X 43% также выбирают современные дома, но интересно, что почти каждый четвертый (23%) предпочел бы малоквартирный дом, а 19% могли бы выбрать старый жилой фонд (сталинку, хрущевку или брежневку). Зумеры и миллениалы отдают им предпочтение гораздо реже.

Комфорт в своем и арендованном жилье
Участники опроса делились мнением, что делает дом своим. 62% считают, что свой дом — это возможность расслабиться и восстановить силы, почти 60% отмечают, что не могут представить свою жизнь без кухни, где можно готовить для близких и устраивать званые ужины. Более чем для половины опрошенных россиян (55%) определение дома — наличие душевного тепла близких и родных людей рядом. 26% отмечают, что именно отсутствие чужих правил в декоре и возможность организовать жилье под себя делает квартиру по-настоящему родной.
Параметры идеальной квартиры
Респонденты отвечали на вопросы о ремонте, декоре, инсоляции и проживании с питомцем. В среднем три четверти опрошенных считают существенным хороший ремонт. Для 37% зумеров важен стильный интерьер и интересные акцентные детали — постеры, необычный светильник, дизайнерская ваза. Миллениалы солидарны: 27% заявили, что им важна такая эстетика жилья.

В поколениях X внимание дизайну уделяет в среднем лишь каждый четвертый — в приоритете практичность. 79% респондентов этого поколения считают наличие балкона или лоджии обязательным элементом комфортного жилья, хотя этот фактор также важен для миллениалов (65%). Все поколения ценят свежий хороший ремонт (69%), новую мебель (53%) и современную технику (52%).
Каждый третий (35%) не может жить без своего питомца. Зумерам чаще, чем более старшим поколениям, важна возможность заселения с домашними животным — об этом заявили 50% опрошенных этого поколения. Среди миллениалов таких 34%, в более старшей аудитории — 31%.
Из чего состоит домашняя атмосфера
Для большинства россиян дом — это не столько стены и квадратные метры, сколько возможность восстановиться, расслабиться и побыть собой. Неудивительно, что главное пространство в доме, где респонденты всех возрастов «заряжаются энергией», — это спальня (так ответили почти 40%).

49% не могут расслабиться без чашечки ароматного чая или кофе. Вторым по значимости оказалось нечто более личное — домашние ритуалы для создания атмосферы и любимый декор. Уютный плед, любимая кружка, вечерний сериал — все это, по мнению 43% респондентов, создает то самое ощущение уюта. Больше всего таких ответов дали зумеры — 46%, среди «иксов» — каждый второй, а среди миллениалов ритуалам уделяет внимание 44%.
Почувствовать себя дома помогают и бьюти-процедуры: почти 36% респондентов отмечают, что расслабиться им помогает ванна с пеной. Чуть меньше — 34% — не представляют свой комфорт без хобби: рисования, вязания, компьютерных игр и других любимых дел. Столько же отмечают, что расслабиться им помогает уборка. Причем больше всего наводить чистоту и порядок любят зумеры (40%).
Уют в деталях: запахи дома, посуда и текстиль
Исследование показывает, что привычки и мелочи, которые делают жилье комфортным, почти не зависят от того, своя эта недвижимость или нет. Главный тренд — настройка пространства под себя. Это особенно актуально в арендованном жилье, где часто сложно сделать ремонт, и адаптировать пространство приходится с помощью декора. Как показало исследование, россияне выбирают простые инструменты уюта — текстиль, ароматы, освещение и декор.

Товары категории «Дом» становятся не только частью эстетики, но и источником эмоций. Плед, свеча, подушка или сервировка — это не просто детали. Это то, что дает ощущение «я дома» даже в формально чужой или только приобретенной квартире.
Среди всех участников опроса:
- почти каждый второй миллениал и «икс» считают важным наличие мягкого текстиля — пледов, штор, ковров и качественного постельного белья. В среднем так думают 46% всех опрошенных;
- каждый третий зумер упомянул запах как незаменимую часть уюта — свечи, масла, аромадиффузоры. В среднем это важно для 22% респондентов. Зумерам больше всего нравятся свежие ароматы — например, запах свежескошенной травы, морского бриза, аромат после дождя (так ответил каждый третий). Запах кофе ближе миллениалам (29%) и «иксам» (39%). Также представители этих поколений чаще отдают предпочтение аромату выпечки — 32% миллениалов и 34% «иксов»;
- треть зумеров назвали важным теплый, мягкий свет. В среднем это первостепенно для 26% респондентов, а также для 24% миллениалов и 26% поколения Х;
- 14% всех опрошенных привлекает красивая посуда, причем чаще всего зумеров (18%) и меньше всего представителей поколения Х;
- статуэтки и фигурки особенно ценны в интерьере для каждого пятого (в среднем). Как и в случае с посудой, больше всего они дороги зумерам (24%) и меньше всего «иксам»;
- живые растения дома важны 43% зумерам. Но гораздо больше внимания цветам уделяют респонденты поколения Х — 58% всех респондентов.