Задняя с хрустом: как мир охладевает к электрокарам

Европейские законодатели пошли на попятную в вопросе полного прекращения продажи автомобилей с ДВС. Еврокомиссия выразила готовность отказаться от запланированного запрета 2035 года, разрешив продолжать продажи некоторых неэлектрических автомобилей. Это решение еще предстоит утвердить в рамках установленной процедуры, но пресса подает его как практически свершившийся факт.
Дмитрий Ласьков
Дмитрий Ласьков
Задняя с хрустом: как мир охладевает к электрокарам
GettyImages

Новая цель – сокращение выбросов, производимых новыми автомобилями на 90 процентов в сравнении с уровнем 2021 года. Это оставляет лазейку для выпуска подключаемых гибридов и электромобилей с ДВС-удлинителем запаса хода. А также пространство для дальнейшего ослабления электромобильной удавки. И такой прецедент представляет собой самый мощный откат европейских экологических инициатив за последнее время. Наибольшее давление на законодателей оказало руководство автопроизводителей Германии и Италии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Прежде всего, европейцы защищают таким образом свою автомобильную промышленность, составляющую существенную долю экономики. Им сложно бороться с Tesla и – особенно – китайскими производителями электромобилей (вроде BYD) даже в нынешних условиях, а полное переключение на электромобили зажмет их в тиски еще сильнее. С одной стороны, это слишком дорогая продукция, которая не будет находить покупательского спроса. А с другой – рынок и инфраструктура в принципе не успевают перескочить на электромобильную парадигму.

GettyImages
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это подтверждает свежее исследование аудиторской компании EY (ранее известной как Ernst & Young), которое говорит о смене покупательских настроений в отношении электрокаров. Консультанты выяснили, что половина из всех, кто собирается купить новый или подержанный автомобиль в ближайшие 24 месяца, планируют выбрать машину с ДВС. Это на 13 п.п. больше, чем годом ранее. При этом интерес к чистым электрокарам упал значительнее, чем к гибридам. Причинами называются торговые войны и разочарование в инфраструктуре и стоимости владения электромобилем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Аналогичные процессы происходят по другую сторону Атлантического океана. Так, в начале декабря президент США Дональд Трамп предложил пересмотреть стандарты выбросов вредных веществ, утвержденные его предшественником Джо Байденом в прошлом году. Целью пересмотра называется упрощение продаж машин с традиционными двигателями для (в первую очередь) американских производителей. При этом эксцентричный Трамп заявил прямо: «люди хотят бензиновые автомобили».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ford Motor Company

Наконец, еще одна показательная новость исходит от компании Ford, которая заявила об отказе от трех электрических моделей и смене приоритетов в пользу гибридов и электромобилей с удлинителями запаса хода вместо чистых электричек. Так, пикап F-150 Lightning EV получит обязательный ДВС-генератор, а два запланированных ранее электрических вэна для рынков Европы и США вообще не увидят свет. Вместе с тем, развитие новой фирменной универсальной электроплатформы остается в силе – новые модели компактных электричек Ford начнут появляться в 2027 году.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Какой из этого всего вывод?

Глобальное торможение процесса перехода на электромобили не означает возврата к старым добрым бензиновым и дизельным двигателям. Индустрии предстоит застрять в промежуточном состоянии, когда бензиновый двигатель под капотом вроде бы и есть, но толк от него ограниченный. Просто вместо того, чтобы полностью уступить электромоторам, ДВС будут им прислуживать. Так что всем бензиноголовым рано зубоскалить на радостях, прочитав заголовок. «Как раньше» уже в любом случае не будет.