Я собрал более 250 моделей автомобилей и не могу остановиться: личный опыт автора Men Today в роли коллекционера

Коллекционирование – одно из самых распространенных увлечений в мире. Люди могут собирать все что угодно, от монеток до фигурок животных. Техноэксперта Men Today Бориса Закирова тоже затянуло в это хобби, причем так сильно, что счет моделей пошел на сотни. В новой авторской колонке он рассказывает, каково иметь зависимость от коллекционирования и как устроен мир масштабных моделей.
Борис Закиров
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как там было в советском кино: «Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!». Когда друг подарил мне модельку Lamborghini Centenario Roadster от Hot Wheels, я точно не мог представить, что через полтора года мой мини-гараж разрастется на четыре полки в шкафу.

Впрочем, вся моя жизнь вела к тому, что это однажды произойдет. Более того: я не один! Таких, как я, в одной только России несколько тысяч – профильные паблики для любителей масштабных моделей не дадут соврать. И вот как устроена наша общая зависимость...

Насколько далеко ты зашел?

Сейчас моя коллекция насчитывает более 250 моделей. Производители, стоимость моделей и качество проработки разнится, но одна деталь общая: все они выполнены в масштабе 1/64.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Особенно хорошо модели выглядят в сочетании с диорамами. Конкретно эта имитирует дилерский центр Porsche, и модели там припаркованы соответствующие
Особенно хорошо модели выглядят в сочетании с диорамами. Конкретно эта имитирует дилерский центр Porsche, и модели там припаркованы соответствующие
Борис Закиров
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чтобы собрать такую коллекцию, мне потребовалось полтора года, ощутимая сумма денег и ангельское терпение жены. Раньше в ней еще теплилась надежда на то, что я «переболею», но уже на второй сотне моделек стало понятно, что они с нами надолго. Сейчас дошло до того, что жена дарит мне наиболее желанные модели по праздникам (за что я люблю ее еще сильнее).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И много таких чудаков, как ты?

Конечно, я такой не один. Ошибочно считать, что собирать машинки – удел школьников. Конечно, самые дешевые модели наподобие Hot Wheels собирают и стар, и млад, но вот более серьезные модели живут на полках таких же взрослых людей, как я.

BMW M4 GT3 от Mini GT в презентационной ливрее плюс погрузчик от Hot Wheels в стиле BMW M. Жаль, что модель влезает в грузовик не до конца: антикрыло великовато...
BMW M4 GT3 от Mini GT в презентационной ливрее плюс погрузчик от Hot Wheels в стиле BMW M. Жаль, что модель влезает в грузовик не до конца: антикрыло великовато...
Борис Закиров

Я состою в нескольких сообществах, и везде есть много больших дядечек с маленькими машинками. Кроме меня, в одной небольшой тусовке коллекционеров Hot Wheels есть профессиональный автофотограф, продюсер, автомобильный журналист, крутой оператор и несколько других очень серьезных вельмож.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как тебя вообще занесло в это увлечение?

Можно сказать, что все было предрешено. Я с самого детства читал автомобильные журналы и смотрел автошоу. Выражать мою любовь ко всему четырехколесному помогали игрушечные машинки: когда десятилетний я ходил с мамой на подработку, заработанные деньги уходили на сладости и игрушечные машины.

Но долго машинки на полке не задерживались: они ломались, терялись и улетали в окно за плохое поведение. Детство ушло, но любовь к автомобилям переросла в другую форму. Я стал автомобильным журналистом, продвинулся по карьере, но о моделях позабыл...

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Наглядная разница между Hot Wheels (по сути, игрушкой для детей) и коллекционной моделью Tarmac Works. В цене разница трехкратная, а по качеству проработки между ними пропасть
Наглядная разница между Hot Wheels (по сути, игрушкой для детей) и коллекционной моделью Tarmac Works. В цене разница трехкратная, а по качеству проработки между ними пропасть
Борис Закиров
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ровно до тех пор, пока друг, будь он неладен, не подарил мне пару моделей Hot Wheels. Они простоваты на вид, сделаны из пластика и металла, но начало было положено. Я начал искать, что еще выпускает компания Mattel, и оказалось, что в ассортименте Hot Wheels есть практически все исторически значимые модели иностранного автопрома.

И это стало зависимостью?

Признаю, что да. Когда ты каждый день читаешь и пишешь про автомобили, это становится профессиональной болезнью. Тебе хочется, чтобы объекты твоей любви стояли на полках. И как только ты берешь какую-либо интересную модель, тебе хочется найти и похожие.

Красочный пример: я с детства люблю Chevrolet Camaro 5 поколения. Да, тот самый Бамблби из «Трансформеров». И, когда я купил себе пару моделей Camaro от Hot Wheels, мне захотелось найти еще пару прикольных расцветок. Но в Mattel позаботились о том, чтобы у поклонников «Комара» был широкий выбор: одно лишь 5 поколение представлено в виде купе, кабриолета, гоночного болида с большим антикрылом, дрэгстера класса Top Fuel и не только. У каждой – по нескольку десятков расцветок.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Так выглядят все Chevrolet Camaro, которые я собрал на сегодня. Хотя шучу: конечно, это не все
Так выглядят все Chevrolet Camaro, которые я собрал на сегодня. Хотя шучу: конечно, это не все
Борис Закиров
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но история Chevrolet Camaro насчитывает 6 поколений, так почему бы не собрать все? Так я начал охоту за всеми возможными версиями масл-кара. Некоторые из них – по-настоящему редкие, прямо как кабриолет 4 поколения, выпущенный в 1990-х. А когда на полке появилось хотя бы по одной машине каждого поколения, я продолжил искать версии Camaro в других цветах и даже от других производителей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И такая история произошла со мной несколько раз. Сейчас у меня в коллекции есть отдельные тематические подборки: штук 30 разных Chevrolet Camaro, пара десятков Chevrolet Corvette, полсотни Porsche и 20-30 моделей Lamborghini.

То есть, это бесконечная гонка?

И бесконечные траты (если ты горишь этим так же, как я). К примеру, история бренда Hot Wheels насчитывает 56 лет, и за это время компания выпустила 8 миллиардов (!) машинок в масштабе «один к шестидесяти четырем». Это значит, что 1 сантиметр длины модели – это 64 сантиметра длины реального автомобиля. А еще у Mattel есть компания Matchbox со своей долгой историей и отдельной линейкой «64-х» моделей. И это мы говорим про самые бюджетные модели по 200-300 рублей за штуку!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А какие еще модели бывают?

К примеру, у Hot Wheels есть модели линейки Premium. Они лучше проработаны, имеют металлическое дно вместо пластикового, а колеса обуты в резиновые шины. Здесь цена варьируется от средних 1000 рублей за штуку до 3-4 тысяч за самые востребованные и редкие.

Более-менее наглядная разница между Hot Wheels (слева) и версией Premium (справа): прорисовка оптики, более интересные колеса и качественная прокраска деталей — от боковых воздухозаборников до фонарей сзади
Более-менее наглядная разница между Hot Wheels (слева) и версией Premium (справа): прорисовка оптики, более интересные колеса и качественная прокраска деталей — от боковых воздухозаборников до фонарей сзади
Борис Закиров
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но, так или иначе, Hot Wheels – это игрушки, созданные, чтобы кататься по треку. Их нельзя в полной мере назвать масштабными моделями: пропорции могут отличаться от реальных машин, а еще иногда масштаб уходит в сторону от стандартного 1/64. Поэтому в моделизме есть такое понятие, как true scale. Такие модели сделаны в четком соответствии с пропорциями реальных машин.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если я хочу собирать «трускейлы», с чего начать?

Зайти в мир «трускейла» можно по-разному – смотря какие автомобили вам нравятся. Если вы поклонник американских автомобилей, присмотритесь к Auto World, Greenlight, M2 Machines или Johnny Lightning. Они не только выпускают хорошие модели «американцев», но и делают отдельные модели, посвященные культовым машинам из кино. К примреу, у Greenlight можно купить Chevrolet Nova и Dodge Charger из «Джона Уика».

Парочка Dodge Super Bee HEMI от M2 Machines. Открывающиеся двери и капот, колеса на резиновых шинах, тяжелый металлический подъемник. Я очарован!
Парочка Dodge Super Bee HEMI от M2 Machines. Открывающиеся двери и капот, колеса на резиновых шинах, тяжелый металлический подъемник. Я очарован!
Борис Закиров
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если вы по «японцам», то вам к Tomica Premium, Kaido House и Mini GT. Первые делают классные модели стоковых японских машин, а вторые и третьи специализируются на тюнингованных спорткарах. Сюда же отнесу довольно дорогие GCD, которые выпускают крутые модельки Toyota и Honda.

Наконец, любителям европейского автопрома и экзотических суперкаров хорошо зайдут Mini GT или Tarmac Works. Что касается цен – они тоже разнятся и напрямую связаны с качеством. К примеру, Auto World стоят от 800-900 до 1500-1600 рублей за штуку, сделаны полностью из металла, оптика выполнена в виде стикеров, но у таких машин часто нет зеркал заднего вида.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Porsche 911 GT3 RS от Tarmac Works (сверху) против Porsche 911 GT3 от Mini GT (снизу). Дьявол, как всегда, в деталях
Porsche 911 GT3 RS от Tarmac Works (сверху) против Porsche 911 GT3 от Mini GT (снизу). Дьявол, как всегда, в деталях
Борис Закиров
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Mini GT оцениваются в 1200-2500 за штуку, проработка у них более детальная, оптика – маленькие отдельные детали из прозрачного пластика, а зеркала заднего вида сделаны из резины (чтобы легче гнулись и не отламывались). Наконец, Tarmac Works или Minichamps 64 – это уже от 1500 до 3000 или даже 4000 за модель. Здесь проработка настолько детальная, что внутри пластиковых корпусов зеркал заднего вида есть отдельные мини-зеркальца!

Значит, масштаб 1/64 – это не дороже 4000 за штуку?

О, нет. Примеров бешеных цен много. К примеру, Hot Wheels в некоторые коробки с продукцией кладет секретные модельки STH, или Super Treasure Hunt. Такая модель очень похожа на обычные машинки по 200-300 рублей, но отличается особой сверкающей краской, колесами на резиновых шинах и золотым значком на карте. Это такая большая редкость, что в перепродаже машинка спокойно может стоить от 5 до 20 тысяч рублей за штуку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Другой вариант – модели ручной работы из смолы. Дело в том, что смола мягче металла и с ней легче работать опытным мастерам, поэтому модели из смолы по качеству проработки улетают в космос даже в сравнении с лучшими металлическими. Просто представьте: модель длиной в указательный палец может иметь проработанные циферблаты на спидометре и отдельные педали! Стоимость такой модели начинается с 6-7 тысяч и заканчивается бесконечностью.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А что интересного есть у тебя в коллекции?

Я, как абсолютно двинутый «поршефил», увлекся моделями Tarmac Works – и пути обратно нет. У меня всего 3 таких модели, но они великолепны. Porsche 911 GT3 RS в презентационной бело-красной раскраске, Porsche Cayman GT4 RS в культовом цвете Ruby Red и карбоновый Gunther Werks 993 – шикарный шик, которым я любуюсь часами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще из интересного у меня есть отдельное собрание суперкаров от Mini GT: от Pagani Zonda HP Barchetta до золотого Lamborghini Aventador SVJ Roadster. Именно они приучили меня к «трускейлу» и показали, насколько переоцененными могут быть некоторые модельки Hot Wheels.

Два абсолютно одинаковых Lamborghini Countach, но слева Hot Wheels Premium, справа Mini GT. Стоят практически одинаково, но в качестве проработки Mini GT выигрывает в одни ворота: тут вам и зеркала заднего вида, и правильно исполненная оптика, и декали с имитацией карбона. Однако Hot Wheels популярнее, поэтому просить эквивалентные деньги за него Mattel не стыдно
Два абсолютно одинаковых Lamborghini Countach, но слева Hot Wheels Premium, справа Mini GT. Стоят практически одинаково, но в качестве проработки Mini GT выигрывает в одни ворота: тут вам и зеркала заднего вида, и правильно исполненная оптика, и декали с имитацией карбона. Однако Hot Wheels популярнее, поэтому просить эквивалентные деньги за него Mattel не стыдно
Борис Закиров

Впрочем, собирать Hot Wheels и Matchbox я не прекращаю. Они подкупают бешеным ассортиментом, который постоянно пополняется новинками. Да и классику вроде старых Porsche 911 или олдскульных Chevrolet Camaro можно коллекционировать бесконечно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как думаешь, это однажды закончится?

Вряд ли. Коллекционирование таких моделей – это игра в миллиардера. Наглядный ответ на вопрос: что бы я купил, будь у меня бесконечный бюджет и пара гектаров свободного места для автомобилей? Но пока первый миллиард я не заработал, и вся моя коллекция роскошных суперкаров умещается в одном шкафу.

Как в том меме: вот они, слева направо... Причем еще примерно 80 моделей остались за кадром
Как в том меме: вот они, слева направо... Причем еще примерно 80 моделей остались за кадром
Борис Закиров
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Впрочем, могло быть гораздо хуже, выбери я масштаб 1/43 или, не дай Бог, 1/18. Вместо этого все мои машинки в 64 раза меньше их реальных прообразов. Так себе отговорка: точно так же курильщики говорят, что они хотя бы не пьют алкоголь. Но, так или иначе, зависимости есть у всех, и моя доставляет мне искреннее удовольствие.

Кстати, в моих авторских колонках я не только делюсь своим личным опытом, но и изучаю опыт моих знакомых. К примеру, в одной из недавних статей я поговорил с Никитой Ситниковым о его опыте владения электромобилем. Мы изучили, каково ездить на электрокаре по Москве и удобно ли переходить на новую мобильность в условиях России.