Легкий тюнинг: за какие светодиоды в фарах не накажут по закону
Закон не одобряет
Технически можно легко установить вместо галогенной лампы H7 такую же, но LED — они имеют одинаковые маркировки. Между тем, Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» в 1.3.7 говорит, что адаптивные системы переднего освещения, выполняющие функцию ближнего света, независимо от используемого источника света, фары ближнего света с источниками света класса LED, а также фары ТР ТС 018/2011 164 ближнего света и противотуманные с источниками света любого класса, имеющими номинальный световой поток более двух тысяч люмен, должны быть оснащены автоматическим корректирующим устройством регулировки угла наклона фар.
Скорее всего, ваша штатная фара не имеет таких механизмов, и это означает, что установка яркой LED-лампы в такой конфигурации будет нарушать Техрегламент. В настоящее время штрафа за ненастроенные фары не существует, но поговаривают, что в 2022 году такой штраф могут ввести. А если установить LED-лампы яркостью менее двух тысяч люмен?
Эксперименты бессмысленны
Опытные автовладельцы, которые любят эксперименты с автосветом, и ранее ставили на свои автомобили светодиодные лампы вместо галогеновых, с огорчением сообщают, что ожидаемого эффекта по кардинально улучшения освещенности дороги добиться не удается. Слишком разные у таких ламп пучок и физические характеристики источников света. В случае с линзованными фарами, в которые были нештатно установлены светодиодные лампы, ситуация еще хуже: вместо плавной границы света и тени получается резкий переход от высокой освещенности к абсолютной темноте, в которой не видно ничего. В народе любителей светить неотрегулированными ксеноновыми и светодиодными фарами зовут «сварщиками», и на больших трассах таким автолюбителям во время движения со встречки в ветровое стекло может прилететь болт или гайка в качестве мести от водителей, однажды ослепленных «колхозными» фарами. Это неофициальное наказание, которое действует безотказно.
До 2019 года сотрудники ГИБДД жестко наказывали автовладельцев по части 3 статьи 12.5 Кодекса об административных правонарушениях России, которые осмелились вместо штатных галогеновых фар вкрутить светодиодные. Поскольку постановления о лишении прав приобретают законную силу в суде, то судебная система в большом количестве выпустила в свет решения с одним вердиктом: лишить права управления ТС на срок от 6 до 12 месяцев.
В настоящее время сотрудники ГИБДД руководствуются Постановлением Верховного Суда России №20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Оно гласит, что за установку световых приборов, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений ПДД РФ, предусмотрено наказание по части 1 статьи 12.5 КоАП — предупреждение или штраф 500 рублей. И сотрудники ДПС не различают понятия «тип лампы» и «режим работы». Основанием для того, чтобы инспектор ДПС выписал постановление о привлечении к административной ответственности, является нарушение Постановления Правительства РФ № 1090 «О правилах дорожного движения»: на световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора. Это суровая практика.
Когда светодиоды законны
Граница между штрафной санкцией и пожеланием «Счастливого пути!» проходит тут:
- Автомобиль укомплектован на заводе-производителе фарой с маркировкой HR, HC или HCR, предусматривающей установку LED-ламп — нет проблем.
- В СТС есть отметка о внесении изменений в конструкцию ТС, полученная в НАМИ, которая позволяет устанавливать светодиодные лампы в ваши фары — нет проблем.
- Автомобиль на заводе был оборудован фарой, которая предусматривает лишь галогеновые или ксеноновые лампы, и в СТС нет отметок — проблема есть.