Это связано сразу с несколькими факторами. Во-первых, неизбежно растет спрос на электромобили (пусть и скачками и иногда «насильственно»). А модели на «новой энергии» стоят дороже, чем сопоставимые машины с традиционной силовой установкой. Параллельно власти отменяют господдержку электротранспорта — в США как раз с 1 октября перестал действовать налоговый вычет в размере 7,5 тысяч долларов. Во-вторых, растет востребованность премиальных моделей. Которые стоят зачастую в два или даже три раза больше, чем аналоги из масс-маркета. Что также увеличивает средний чек по рынку, несмотря на гораздо меньшие объемы продаж в премиуме.
Сесть за руль становится все дороже: почему автомобили дорожают во всем мире

Аналогичные процессы происходят в Европе. И даже цифры похожи: например, средняя стоимость новой машины в Германии с 2013 по 2022 год выросла с 27 до 43 тысяч евро, а сейчас составляет все 57 тысяч. В соседних странах абсолютные значения немного ниже, но тенденция такая же. Причины схожи с теми, которые «разгоняют» американский рынок: экологическая повестка и значительное расслоение покупателей по уровню финансовых возможностей. И отмена субсидий тут тоже есть: например, на днях власти Норвегии объявили о планах в течение двух лет обложить налогами все электрички.
Еще один глобальный фактор подорожания — политика отдельных производителей, за которыми дальше тянется большинство. Так, Toyota подняла цены на известное своей доступностью спорткупе GR86. Вслед за этим подорожал и главный соперник — родстер Mazda MX-5. А недавно возрожденная и простенькая по своей сути Honda Prelude вообще с ходу получила неадекватно высокую цену. Я даже разбирал эту ситуацию в отдельной статье. Примеров можно привести много в самых разных нишах и странах. Найдутся и исключения. Но глобальный тренд виден четко: сесть за руль во всем мире становится все дороже.