Независимо от типа и возраста автомобилей, их объединяет необходимость регулярного технического обслуживания и, в частности, замены смазочных материалов. Для сохранения работоспособности мотора важно использовать высококачественные масла с современными присадками, соответствующие стандартам автопроизводителей и отраслевым требованиям.
Реальный экстрим: проверка моторного масла в условиях гонок

От газонокосилки до гоночной трассы
Масла нужны для смазки движущихся частей двигателя. Их основные функции включают снижение трения между компонентами и их износа, охлаждение, очистку и защиту от коррозии. Еще одна важная задача — поддержание топливной экономичности и общей производительности машины.

Все это делает смазочные материалы необходимыми для бесперебойной, эффективной и долговечной работы автомобилей, мотоциклов, да хоть газонокосилок и прочей техники. Однако иногда к ним предъявляются особые требования. В условиях гоночной трассы масла должны иметь высокую вязкость, усиленные присадки для защиты и очистки, стабильность пленки при экстремальных режимах работы, а также минимальную испаряемость.
Особые требования в экстремальных условиях
Смазочные материалы должны максимально защищать двигатель болида и сохранять свои свойства при экстремальных нагрузках и высоких температурах. Обычно срок службы масла рассчитан максимум на пару гонок, а не тысячи километров как обычно.
Высокая вязкость помогает создать толстую масляную пленку за минимальное время, уменьшая износ деталей. В гоночных автомобилях обычно применяются масла с маркировками SAE 5W-50 или SAE 10W-60, которые обладают повышенной стойкостью к максимальным температурам.

В специализированных маслах усиленный пакет присадок, что обеспечивает устойчивость пленки при высоких скоростях сдвига, эффективную очистку деталей от продуктов сгорания и защиту от окисления. Кроме того, даже при кратковременной интенсивной работе двигателя масло должно эффективно снижать трение, обеспечивать быстрое охлаждение и защиту от износа. Это критично для сохранения работоспособности и предотвращения перегрева. Такие смазочные материалы минимально испаряются при нагреве, что уменьшает потери и обеспечивает стабильную работу мотора при больших нагрузках.
Стандарты и тесты моторных масел
Стандарты смазочных материалов для двигателей устанавливают международные отраслевые организации, наиболее популярная среди них Американский институт нефти (API). Автопроизводители со своей стороны также повышают требования к физико-химическим свойствам смазочных материалов в двигателях их автомобилей.
С 31 марта 2025 года начала действовать новая международная классификация API SQ. Одно из самых главных ее требований к смазочным материалам — еще более высокий уровень защиты от LSPI, преждевременного воспламенения топливовоздушной смеси. Это явление возникает в турбированных двигателях с непосредственным впрыском топлива при пониженных оборотах. Если раньше такое испытание проводили на свежем масле, то теперь его тестируют после 72 часов работы в двигателе.

Режимы эксплуатации регулирует и тест Piston Deposit Control, который определяет уровень защиты моторного масла от отложений на поршнях. В новом стандарте требования к защитным функциям повышены на 9,5% в сравнении с теми, что, к примеру, декларируются в предыдущей спецификации API SP.
Еще более жестко в этой классификации стандартизируется показатель MRV — прокачиваемость масла при низких температурах, по этому параметру требования повышены на 33%. Более строго регламентируются защитные функции смазочного материала по отношению к цепям ГРМ. Преждевременный износ шарнирных соединений цепи способствует ее провисанию и, соответственно, приводит к сбоям в работе газораспределительного механизма двигателя.
Отечественный «ЛУКОЙЛ» одним из первых анонсировал производство сразу двух флагманских продуктов по новому стандарту API SQ.
Реальные гонки — лучшее испытание
Использование гонок — эффективный и наглядный способ подтвердить высокие эксплуатационные качества и надежность в экстремальных условиях. В ходе соревнований смазочные материалы проходят предельно жесткие испытания на трассах, при больших нагрузках и высоких оборотах двигателя. Такой опыт позволяет производителям совершенствовать формулы новых продуктов, которые затем доступны не только профессионалам, но и автолюбителям.

В 1997 году в России появилась гоночная команда LUKOIL Racing Team, на практике испытавшая моторные масла, которые компания «ЛУКОЙЛ» к тому моменту выпускала уже несколько лет. К 2025 году гонщики выиграли более ста российских и международных соревнований, а также впервые привезли в нашу страну чемпионат мира по автомобильным кольцевым гонкам FIA WTCC. Такой успех в автоспорте — идеальная иллюстрация высокого качества продукции.
Сегодня флагманом линейки «ЛУКОЙЛ» являются синтетические моторные масла серии LUKOIL GENESIS для современных бензиновых и дизельных двигателей. Именно их команда LUKOIL Racing Team использует в гонках. Кроме того, компания тесно сотрудничает с мировыми автопроизводителями, предлагая продукты, которые по ряду показателей превосходят международные отраслевые стандарты API, ACEA и ILSAC.
Собственные разработки позволяют «ЛУКОЙЛу» сохранять уверенные позиции. Компания постоянно развивается и адаптируется к современным требованиям, обновляя рецептуры и модернизируя производственные мощности. Сегодня она предлагает смазочные материалы не только для ДВС, но и для электромобилей и гибридов.
