За первые десять месяцев 2025 года объем импорта новых легковых автомобилей в Россию серьезно сократился. Падение показателя составило 64% в сравнении с январем-октябрем 2024 года. В общей сложности в отчетный период в страну было ввезено 290 тысяч машин. Такие данные приводит Сергей Целиков, руководитель аналитического агентства «Автостат». По мнению эксперта, на развитие тенденции повлияли три ключевых фактора:
Последствия нового утильсбора: импорт новых автомобилей в Россию упал на 64%, а цены бьют рекорды

Импорт новых авто в Россию сокращается
- общее сокращение объемов рынка на 20%,
- накопленные значительные складские запасы,
- рост объемов локализованной сборки.
Что касается поставок автомобилей из Китая, они сократились еще существеннее — на 68%. В отчетные месяцы из КНР в Россию было ввезено 210 тысяч машин. Однако эта страна сохраняет свой статус крупнейшего экспортера легковых авто в Россию, занимая в поставках долю в 72,5%.

Транзит через Кыргызстан упал на 52,5% и составил 32,5 тысячи единиц. Это составляет 11% ото всего импорта автомобилей.
В январе-октябре 2025 года растущими направлениями стали республики Корея и Беларусь, сейчас на долю каждой страны приходится около 4% поставок авто. При этом южнокорейский экспорт осуществляет в основном компания KGM, а Минск является транзитным коридором для машин из Евросоюза.
В пятерку ключевых стран-экспортеров также вошел Казахстан, откуда за десять месяцев было ввезено 10 тысяч новых легковушек.
Локализация против импортных поставок
Параллельно со снижением импорта растет доля автомобилей китайских брендов, собранных на территории России. В октябре 2025 года она достигла 43%, то есть показала увеличение вдвое в годовом исчислении. Прогнозируется, что к декабрю показатель может вырасти до 50%.
Около 70% импортируемых новых автомобилей оснащены двигателями мощностью свыше 160 лошадиных сил. Физические лица с льготным утилизационным сбором ввезли чуть более трети — 36% — от общего объема. Одновременно поставки подержанных автомобилей в сентябре 2025-го побили двухлетний рекорд и достигли 48,4 тысячи машин. При этом практически весь ввоз пришелся на физических лиц.
С 1 декабря 2025 года вступают в силу новые правила утильсбора. Для граждан, ввозящих авто мощностью до 160 лошадиных сил для личного пользования, сохранятся льготные коэффициенты: 3400 рублей для новых машин и 5200 рублей для моделей старше трех лет.
Цены на новые авто в России бьют рекорды
Средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России в октябре 2025 года достигла рекордных 3,43 миллиона рублей. Это на 8% больше, чем годом ранее, и на 2,2% выше сентябрьского показателя. По данным аналитического агентства «Автостат», это максимальный показатель за более чем 25 лет, средняя стоимость машины впервые преодолела отметку в 3,4 миллиона рублей.

Подержанные автомобили также установили ценовой рекорд: средняя стоимость в октябре составила 1,23 миллиона рублей, то есть прибавила 2,5% в месячном исчислении и 3% — в годовом исчислении. Если за последние пять лет цены на новые машины выросли вдвое, а с 2021 года — более чем на 60%, то на вторичном рынке прирост с 2021 года превысил 70%.
Ажиотаж перед повышением утильсбора
По словам Сергея Целикова, рекордный рост цен связан с приближением нового утилизационного сбора: «Во все трубы трубили, что утильсбор запустят и цены взлетят. Главная формулировка, которая сложилась у людей в голове: покупай сейчас, завтра все будет дороже».
По новым правилам, утилизационный сбор для автомобилей мощнее 160 лошадиных сил может вырасти с 3400 до сотен тысяч и даже миллионов рублей. Например, для популярной модели Toyota RAV4 мощностью 205 лошадиных сил он увеличится с 3400 до 1,97 миллиона рублей.
Октябрь стал рекордным месяцем для российского авторынка: продажи новых легковых автомобилей достигли 165,7 тысяч единиц — максимума за последние 12 месяцев. Это на 35% больше сентябрьских показателей, хотя и на 3% ниже уровня октября 2024 года. За 10 месяцев 2025 года в России было продано 1,06 миллиона новых легковых автомобилей, то есть на 19,9% меньше, чем годом ранее.
Эксперты прогнозируют, что ноябрь может показать высокие продажи, поскольку покупатели стремятся приобрести автомобили до повышения цен. Однако конец года и начало 2026-го могут оказаться провальными из-за эффекта опережающего спроса.
