Последствия нового утильсбора: импорт новых автомобилей в Россию упал на 64%, а цены бьют рекорды

Ажиотаж подстегивает продажи, однако рынку грозит эффект опережающего спроса.
Артем Кузелев
Артем Кузелев
Последствия нового утильсбора: импорт новых автомобилей в Россию упал на 64%, а цены бьют рекорды
GettyImages
Содержание

Импорт новых авто в Россию сокращается

За первые десять месяцев 2025 года объем импорта новых легковых автомобилей в Россию серьезно сократился. Падение показателя составило 64% в сравнении с январем-октябрем 2024 года. В общей сложности в отчетный период в страну было ввезено 290 тысяч машин. Такие данные приводит Сергей Целиков, руководитель аналитического агентства «Автостат». По мнению эксперта, на развитие тенденции повлияли три ключевых фактора:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • общее сокращение объемов рынка на 20%,
  • накопленные значительные складские запасы,
  • рост объемов локализованной сборки.

Что касается поставок автомобилей из Китая, они сократились еще существеннее — на 68%. В отчетные месяцы из КНР в Россию было ввезено 210 тысяч машин. Однако эта страна сохраняет свой статус крупнейшего экспортера легковых авто в Россию, занимая в поставках долю в 72,5%.

Продажа авто
Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Транзит через Кыргызстан упал на 52,5% и составил 32,5 тысячи единиц. Это составляет 11% ото всего импорта автомобилей.

В январе-октябре 2025 года растущими направлениями стали республики Корея и Беларусь, сейчас на долю каждой страны приходится около 4% поставок авто. При этом южнокорейский экспорт осуществляет в основном компания KGM, а Минск является транзитным коридором для машин из Евросоюза.

В пятерку ключевых стран-экспортеров также вошел Казахстан, откуда за десять месяцев было ввезено 10 тысяч новых легковушек.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Локализация против импортных поставок

Параллельно со снижением импорта растет доля автомобилей китайских брендов, собранных на территории России. В октябре 2025 года она достигла 43%, то есть показала увеличение вдвое в годовом исчислении. Прогнозируется, что к декабрю показатель может вырасти до 50%.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Около 70% импортируемых новых автомобилей оснащены двигателями мощностью свыше 160 лошадиных сил. Физические лица с льготным утилизационным сбором ввезли чуть более трети — 36% — от общего объема. Одновременно поставки подержанных автомобилей в сентябре 2025-го побили двухлетний рекорд и достигли 48,4 тысячи машин. При этом практически весь ввоз пришелся на физических лиц.

Новый утильсбор

С 1 декабря 2025 года вступают в силу новые правила утильсбора. Для граждан, ввозящих авто мощностью до 160 лошадиных сил для личного пользования, сохранятся льготные коэффициенты: 3400 рублей для новых машин и 5200 рублей для моделей старше трех лет.

Цены на новые авто в России бьют рекорды

Средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России в октябре 2025 года достигла рекордных 3,43 миллиона рублей. Это на 8% больше, чем годом ранее, и на 2,2% выше сентябрьского показателя. По данным аналитического агентства «Автостат», это максимальный показатель за более чем 25 лет, средняя стоимость машины впервые преодолела отметку в 3,4 миллиона рублей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Продажа авто
Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Подержанные автомобили также установили ценовой рекорд: средняя стоимость в октябре составила 1,23 миллиона рублей, то есть прибавила 2,5% в месячном исчислении и 3% — в годовом исчислении. Если за последние пять лет цены на новые машины выросли вдвое, а с 2021 года — более чем на 60%, то на вторичном рынке прирост с 2021 года превысил 70%.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ажиотаж перед повышением утильсбора

По словам Сергея Целикова, рекордный рост цен связан с приближением нового утилизационного сбора: «Во все трубы трубили, что утильсбор запустят и цены взлетят. Главная формулировка, которая сложилась у людей в голове: покупай сейчас, завтра все будет дороже».

Это важно!

По новым правилам, утилизационный сбор для автомобилей мощнее 160 лошадиных сил может вырасти с 3400 до сотен тысяч и даже миллионов рублей. Например, для популярной модели Toyota RAV4 мощностью 205 лошадиных сил он увеличится с 3400 до 1,97 миллиона рублей.

Октябрь стал рекордным месяцем для российского авторынка: продажи новых легковых автомобилей достигли 165,7 тысяч единиц — максимума за последние 12 месяцев. Это на 35% больше сентябрьских показателей, хотя и на 3% ниже уровня октября 2024 года. За 10 месяцев 2025 года в России было продано 1,06 миллиона новых легковых автомобилей, то есть на 19,9% меньше, чем годом ранее.

Эксперты прогнозируют, что ноябрь может показать высокие продажи, поскольку покупатели стремятся приобрести автомобили до повышения цен. Однако конец года и начало 2026-го могут оказаться провальными из-за эффекта опережающего спроса.