Аналитическая компания S&P Global Mobility (которой, кстати, принадлежит крупнейший сервис проверки истории автомобилей Carfax) опубликовала на эту тему статистику. Согласно которой спрос на так называемые «подключаемые» сервисы в автомобилях падает по всему миру уже второй год подряд. Речь обо всем платном информационно-развлекательном функционале, встроенном в современные мультимедийные комплексы: это голосовые помощники, видеоконференции, стриминг контента, телематика, погода, новости и подобное.
Почему водители во всем мире не хотят платить за онлайн-сервисы в автомобилях

У каждого второго подписка не активирована
Выяснилось, что на большинстве крупных рынков около половины владельцев современных автомобилей, вообще не пользуются такими возможностями. А из оставшейся части респондентов, чьи машины все-таки получают из интернета разнообразную дополнительную информацию, значительна доля тех, кто за это не платит: они просто пользуются комплиментарным периодом, который предоставляет при покупке машины производитель. И совершенно не факт, что большинство из них не отвяжет свою банковскую карту по окончании демо-доступа.
Любопытна разбивка по странам: наиболее консервативными пользователями платных подписок оказались европейские автовладельцы, а наиболее активными — азиатские. Но в группе последних есть одно яркое исключение — это японцы, которые стали абсолютными лидерами в игнорировании автомобильных онлайн-удобств по подписке. Да-да, жители страны, которая всегда ассоциировалась с лидерством во внедрении технических инноваций.

Бойся своих желаний
Как же так вышло, что водители мечтали об информации на кончиках пальцев, а в итоге пришли к отрицанию удобств, когда таковые им предоставили? На этот вопрос отвечает более раннее аналогичное исследование от того же источника: во-первых, это дискомфорт от очередной новой статьи расходов; во-вторых, эти возможности часто неинтуитивны и неудобно реализованы в автомобиле; а в-третьих, сервисы по подписке во многом перекликаются с функционалом смартфона, в том числе при подключении по CarPlay и Andriod Auto, которым пользуются многие.
А еще мы просто устали от изобилия возможностей, которые предлагают гаджеты. К числу которых во все большей мере стал относиться автомобиль. Запомнить комбинации действий для быстрого доступа к функциям умных часов, выучить фразы для полноценного диалога с голосовым помощником в автомобиле, не упустить из внимания возможности искусственного интеллекта в смарт-очках или браслете для мониторинга сна — все это забирает ресурс нашей памяти и концентрации. Техника, нацеленная на упрощение нашей жизни, стала ее усложнять.
Автомобильные онлайн-сервисы — будь то платные или бесплатные — это не просто еще один удобный способ получать и передавать информацию. У них есть сильный побочный эффект: это лишний повод подумать о том, а реализуем ли мы в полной мере возможности, за которые заплатили еще одной рекуррентной транзакцией — в дополнение к оплате доставки ужинов, абонементов в фитнес, пачке приложений в смартфоне и семейному доступу к онлайн-кинотеатру.

Есть ли подписки в России?
Российских исследований на тему востребованности «подключенных» функций не проводилось, но и статистику взять пока неоткуда. Проникновение на массовый рынок автомобилей с такими возможностями все еще относительно невелико. Но даже в массовом сегменте Lada предлагает систему с Алисой, где для работы виртуальной помощницы требуется подписка Яндекс Плюс. Есть подобные пакеты приложений и у Exeed и других марок. Поэтому данные рано или поздно появятся.
Есть ли основания полагать, что российским автовладельцам подписная модель понравится больше, чем усредненно-глобальному пользователю? Косвенно об отношении соотечественников к «начинке» планшетов можно судить по наличию держателей для смартфонов в интерьерах даже новых, мультимедийно продвинутых автомобилей.

Понаблюдайте за знакомыми, которые недавно обновили машину, или водителями такси, которые в больших городах чуть ли не первыми получают все автоновинки. И вы обнаружите, что зачастую прямо поверх даже самого продвинутого экрана смонтирован старый добрый мобильник — с такими привычными бесплатными чатами, видео и, конечно же, навигацией.