Почему водители во всем мире не хотят платить за онлайн-сервисы в автомобилях

Только ленивый не шутил на тему подписки на функцию поворотников в BMW, когда производитель в 2022 году ввел абонентскую плату за обогрев кресел. Впоследствии от взимания денег за эту опцию в BMW отказались, но сама концепция продажи различных функций по подписной модели в автомобильной индустрии осталась и укрепилась. Но парадокс в том, что, согласно последним исследованиям, производители предлагают пользователям платить за то, что им на самом деле не нужно.
Дмитрий Ласьков
Дмитрий Ласьков
Почему водители во всем мире не хотят платить за онлайн-сервисы в автомобилях
GettyImages

Аналитическая компания S&P Global Mobility (которой, кстати, принадлежит крупнейший сервис проверки истории автомобилей Carfax) опубликовала на эту тему статистику. Согласно которой спрос на так называемые «подключаемые» сервисы в автомобилях падает по всему миру уже второй год подряд. Речь обо всем платном информационно-развлекательном функционале, встроенном в современные мультимедийные комплексы: это голосовые помощники, видеоконференции, стриминг контента, телематика, погода, новости и подобное.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У каждого второго подписка не активирована

Выяснилось, что на большинстве крупных рынков около половины владельцев современных автомобилей, вообще не пользуются такими возможностями. А из оставшейся части респондентов, чьи машины все-таки получают из интернета разнообразную дополнительную информацию, значительна доля тех, кто за это не платит: они просто пользуются комплиментарным периодом, который предоставляет при покупке машины производитель. И совершенно не факт, что большинство из них не отвяжет свою банковскую карту по окончании демо-доступа.

Любопытна разбивка по странам: наиболее консервативными пользователями платных подписок оказались европейские автовладельцы, а наиболее активными — азиатские. Но в группе последних есть одно яркое исключение — это японцы, которые стали абсолютными лидерами в игнорировании автомобильных онлайн-удобств по подписке. Да-да, жители страны, которая всегда ассоциировалась с лидерством во внедрении технических инноваций.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Архивы пресс-службы Exeed
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Бойся своих желаний

Как же так вышло, что водители мечтали об информации на кончиках пальцев, а в итоге пришли к отрицанию удобств, когда таковые им предоставили? На этот вопрос отвечает более раннее аналогичное исследование от того же источника: во-первых, это дискомфорт от очередной новой статьи расходов; во-вторых, эти возможности часто неинтуитивны и неудобно реализованы в автомобиле; а в-третьих, сервисы по подписке во многом перекликаются с функционалом смартфона, в том числе при подключении по CarPlay и Andriod Auto, которым пользуются многие.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А еще мы просто устали от изобилия возможностей, которые предлагают гаджеты. К числу которых во все большей мере стал относиться автомобиль. Запомнить комбинации действий для быстрого доступа к функциям умных часов, выучить фразы для полноценного диалога с голосовым помощником в автомобиле, не упустить из внимания возможности искусственного интеллекта в смарт-очках или браслете для мониторинга сна — все это забирает ресурс нашей памяти и концентрации. Техника, нацеленная на упрощение нашей жизни, стала ее усложнять.

Автомобильные онлайн-сервисы — будь то платные или бесплатные — это не просто еще один удобный способ получать и передавать информацию. У них есть сильный побочный эффект: это лишний повод подумать о том, а реализуем ли мы в полной мере возможности, за которые заплатили еще одной рекуррентной транзакцией — в дополнение к оплате доставки ужинов, абонементов в фитнес, пачке приложений в смартфоне и семейному доступу к онлайн-кинотеатру.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Архивы пресс-службы Lada
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Есть ли подписки в России?

Российских исследований на тему востребованности «подключенных» функций не проводилось, но и статистику взять пока неоткуда. Проникновение на массовый рынок автомобилей с такими возможностями все еще относительно невелико. Но даже в массовом сегменте Lada предлагает систему с Алисой, где для работы виртуальной помощницы требуется подписка Яндекс Плюс. Есть подобные пакеты приложений и у Exeed и других марок. Поэтому данные рано или поздно появятся.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Есть ли основания полагать, что российским автовладельцам подписная модель понравится больше, чем усредненно-глобальному пользователю? Косвенно об отношении соотечественников к «начинке» планшетов можно судить по наличию держателей для смартфонов в интерьерах даже новых, мультимедийно продвинутых автомобилей.

Даже эталонный монитор Tesla иногда служит отличной платформой для держателя смартфона
Даже эталонный монитор Tesla иногда служит отличной платформой для держателя смартфона
Дмитрий Ласьков
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Понаблюдайте за знакомыми, которые недавно обновили машину, или водителями такси, которые в больших городах чуть ли не первыми получают все автоновинки. И вы обнаружите, что зачастую прямо поверх даже самого продвинутого экрана смонтирован старый добрый мобильник — с такими привычными бесплатными чатами, видео и, конечно же, навигацией.