В последние годы в России пикапы становятся все популярнее. По данным аналитиков «Автостат Инфо», в 2024 году объемы продаж новых моделей увеличились на 64% по сравнению с предыдущим годом — всего было продано почти 30 тысяч автомобилей. Продажи подержанных авто еще больше – более 34 тысяч, рост 2% год к году. Во многом это обусловлено тем, что китайские автопроизводители поставляют на рынок все больше этих «гибридов» легкового и грузового автомобиля. Кроме того, владелец пикапа, как правило, получает автомобиль с хорошими внедорожными характеристиками, но по более доступной цене по сравнению с обычными кроссоверами.
Почему вам стоит присмотреться к пикапам? Все плюсы и минусы «великанов» в городе

Однако для большого города эти «великаны» с открытым грузовым отделением не всегда удобны. Для тех, кто хочет разобраться в особенностях этого уникального типа автомобилей с многогранным характером, вариантами исполнения и использования, эксперты Авто.ру составили чек-лист, на что нужно обратить внимание при выборе.
История вопроса
Пикапы появились в начале ХХ века в США и быстро стали популярны у фермеров и предпринимателей благодаря надежности и универсальности – появилась возможность иметь одну машину и для работы, и для жизни. Вскоре уже почти все крупные американские автоконцерны выпускали пикапы, а сам тип кузова стал распространяться и в Европе.
После Второй мировой войны в США начался настоящий бум пикапов, который напрямую был связан с быстрым восстановлением экономики и инфраструктуры. Люди массово запускали собственные бизнесы, фермы и небольшие производства – именно для таких задач идеально подходил простой, но надежный автомобиль.

Практически легендарной в своем классе стала модель International Harvester Travelette 1957 года. В ней впервые появилась кабина на шесть человек, что стало удобным решением для бригад рабочих и небольших строительных фирм.
Другой культовый автомобиль послевоенного времени – Willys Pickup 1947 года, ставший первым серийным легким пикапом с полным приводом. Простой и недорогой, он отлично подходил фермерам, предпринимателям и тем, кто работал в сложных условиях для перевозки материалов и оборудования.

Стоит также сказать, что подходы к созданию пикапов в США и отдельно в Европе или Азии разные. Американцы обожают большие, мощные и комфортные машины, которые подходят и для семейных поездок. В Штатах пикап уже давно не просто рабочий инструмент, а стиль жизни, способ подчеркнуть статус и тягу к приключениям. Чем крупнее двигатель и просторнее кабина, тем лучше, ведь «лишней мощности» не бывает.
В Европе и Азии, напротив, пикапы гораздо скромнее. Там ценят компактность, маневренность и экономичный расход топлива – ведь дорог меньше, а парковочные места уже. Маленькие японские и европейские «грузовички» отлично чувствуют себя в тесном городском пространстве. В этих регионах пикап – в первую очередь помощник в бизнесе или на активном отдыхе.
Локальный рынок
В России представление о пикапах как об утилитарных и грубоватых автомобилях просуществовало дольше, но ситуация меняется и у нас. Сегодня за рост популярности пикапов на нашем рынке отвечают в основном китайские производители: автоконцерны в КНР неплохо «набили руку» в производстве таких машин и активно экспортируют их. Новые технологии позволили смягчить недостатки и улучшить достоинства: машины все еще выглядят брутально, но чаще – более представительно и привлекательно. А по функциональности не сильно уступают внедорожникам, но здесь все зависит от модели и комплектации. Тем не менее, попытаемся обобщить преимущества и сложности владения пикапами.
Особенности пикапов, о которых не все знают
Утильсбор
В глазах законодательства пикап в первую очередь грузовой автомобиль, поэтому на таможне его могут классифицировать по категории N1, а не M1 как другие легковые. Плюс в том, что в отношении грузового транспорта пока действует более щадящая ставка утильсбора, которая позволяет существенно сэкономить покупателям моделей из Америки. Кроме того, ими все еще можно управлять с водительским удостоверением категории В. Обратной стороной грузовой категории становятся ограничения по эксплуатации, о которых подробно расскажем отдельно.
Огромный ресурс кузова и рамы
Как правило, пикапы строятся на рамной конструкции, что делает их значительно выносливее кроссоверов, спроектированных на платформе с несущим кузовом. Все элементы пикапов имеют дополнительный запас прочности, необходимый для повседневного выполнения тяжелой работы по перемещению грузов. Они отлично справляются с бездорожьем (при наличии полного привода), буксировкой прицепов и при должном уходе служат своим владельцам десятилетиями. Некоторые модели особенно прославились своей надежностью. Поищите видео, как ведущие Top Gear безуспешно пытались уничтожить Toyota Hilux.

Экономия на ремонте кузова
Рамная конструкция позволяет сэкономить на ремонте кузова. Даже после сильного удара может быть достаточно заменить кабину, грузовой отсек или отдельные части, если рама осталась невредимой. Если нет, нередко ее можно выправить. В то время как ремонт большинства современных машин (где несущей конструкцией является кузов) обойдется дороже, так как при ДТП энергия удара распределяется и может затронуть большинство элементов конструкции.
Не все пикапы «прожорливы»
Представление о пикапе, как примитивном и «прожорливом» грузовике уже пора оставить в прошлом. Даже в Америке производители отказываются от атмосферных V8 в пользу более компактных и эффективных V-образных турбошестерок. А более компактные модели и вовсе давно уже перешли к двухлитровым четверкам, зачастую дизельным. В результате сегодня на Авто.ру больше половины предложений приходится на модели мощностью до 250 л.с.. Кроме того, в конструкцию современных пикапов активно проникают облегченные материалы, электронные технологии управления силовой установкой. Для владельца это только в плюс – сокращение расходов на топливо и более мягкая ставка транспортного налога.

Нюансы эксплуатации: о чем стоит знать перед покупкой?
Ограничения по весу и категории прав
Как уже было сказано выше, пикап в ПТС может классифицироваться как легковой ( М1 ) или как грузовой (N1 и N2) автомобиль. В первом случае никаких ограничений для него нет. То есть, это избавляет владельца от необходимости ежегодного технического осмотра, а также позволяет избегать ограничений в передвижении по центру города.
Максимальная разрешенная масса
Многие популярные пикапы, включая Isuzu D-Max, Mitsubishi L200, Great Wall Wingle 7 и JAC T6, способны брать на борт до 900 кг груза, а значит их полная масса выше 2,5 тонн и они сертифицированы по группе N1. На таких машинах занимать крайне левую полосу можно только для поворота налево или разворота, нельзя парковаться с заездом на тротуар, а в некоторых крупных городах даже заезжать в центр. Например, в Москве запрещено выезжать за пределы так называемого «грузового каркаса», в который входят МКАД, Третье транспортное и Садовое кольцо, а также вылетные магистрали.

Если же максимальная допустимая масса пикапа превышает 3,5 тонны (N2), то к уже описанным ограничением добавляется запрет на выезд далее второй полосы на автомагистралях.
Габариты и парковка
В среднем длина пикапов составляет 5–5,8 метров. Для сравнения, самый продаваемый в прошлом году кроссовер Haval Jolion на метр короче. По своим размерам пикап ближе к грузовым фургонам , которые используют службы доставки. В то же время размер стандартного парковочного места составляет 2,5х6 метров. Так что на лицо трудности как с поиском, так и маневрированием на городских улицах и паркингах. На высокий клиренс и парковку на бордюрах рассчитывать не стоит: помимо того, что это нарушение ПДД, соседям вряд ли понравится, если машина будет мешать их проходу.
Российский рынок: новинки и вечная классика
На вторичном рынке по-прежнему можно легко найти легендарные пикапы с мощными моторами. Например, американцев – Ford F-150, Chevy Silverado, Ram 1500, и японцев – Toyota Tundra, Nissan Titan. На своём домашнем рынке эти пикапы предлагаются во множестве исполнений от самых утилитарных до невероятно роскошных. К нам в основном попадают дорогие исполнения с полным приводом и бензиновыми моторами объемом больше 4 л.. Хотя в этом аспекте наметился тренд на уменьшение количества цилиндров и рабочего объема. Такие модели чаще используют в качестве стильных и статусных транспортеров для мотоциклов, снегоходов и другой экстремальной техники. Toyota Hilux, кстати, даже стал единственным пикапом, побывавшим в гонке на Северном полюсе. Она прошла в 2007 году в рамках спецвыпуска передачи Top Gear. Однако в городе на таких гигантах длиной больше пяти метров может быть немного тесно.

На другом конце спектра находятся пикапы с несущим кузовом, как у легковых автомобилей. Такой позволяет увеличить уровень комфорта и применить передовые решения в области безопасности. Однако за эти преимущества приходится платить меньшей грузоподъемностью. Характерными представителями этого типа пикапов являются свежий Hyundai Santa Cruz и прародитель сегмента Honda Ridgeline. Эти модели более универсальны с точки зрения своего применения и вполне могут конкурировать с полноразмерными кроссоверами.

Среди новых моделей, встречающихся сегодня на российском рынке, наиболее доступные варианты из Китая. Например, такие модели как Foton Tunland G7, Dongfeng DF6, JAC T8 (только на механике) или ее модификация Т9 (коробка автомат) и другие.
На рынок выходят даже электрические версии, причем по мощности и габаритам ничем не уступающие классическим пикапам. Например, полноприводный Rivian R1T с мощностью до 800 л.с., GMC Hummer EV мощностью от 830 до 1014 л.с. Пикапом по сути является даже Tesla Cybertruck: в России можно купить как полноприводную, так и переднеприводную версию с 845 л.с. под капотом.

Рынок пикапов сегодня динамичен и разнообразен. На него стоит обратить внимание, особенно тем покупателям, кто не часто заезжает в центры крупных городов на машине. Пикап подойдет любителям активного отдыха и автопутешествий, спортсменам, представителям малого бизнеса и тем, кто только планирует открыть собственное дело – ведь на первом этапе предпринимателям многое приходится делать самостоятельно.