До апреля 2024-го автолюбители могли сильно сэкономить, приобретая машины в странах ЕАЭС и ввозя их в России с минимальными затратами. Однако россиян этой возможности лишили. Теперь недоплаченные налоги при растаможке компенсируются через утилизационный сбор.
Почему нужно покупать автомобиль прямо сейчас: сэкономите до 300 тысяч

Как изменился авторынок в 2024-м
Его подняли с 1 октября, что отразилось на стоимости автомобилей, ввозимых через параллельный импорт. Постепенно выросли цены и на официально поставляемые машины. Власти рассчитывают с помощью утилизационного сбора подстегнуть производителей к сборке внутри страны, чтобы стоимость транспорта хоть немного соответствовала реальным доходам россиян.

Но и без этого в прошлом году купить машину становилось все сложнее. В конце октября Центробанк поднял ключевую ставку до рекордных 21%, что автоматически увеличило проценты по кредитам. Как отмечает автоэксперт Владимир Мосеев, уже в ноябре выдача автокредитов упала на 30%. Люди стали откладывать покупку до лучших времен, дилеры теряли клиентов и сами были вынуждены брать дорогие банковские займы, чтобы спасти бизнес. Цены тем временем продолжали расти, и рынок буквально трещал по швам под давлением новых налогов и кредитной кабалы.
И все же прошлый год оказался неожиданно успешным для отечественного авторынка. За первые 11 месяцев было продано 1,7 миллиона новых машин — на 44% больше, чем за тот же период в 2023-м. Это лучший результат за последние 3,5 года. Такой ажиотаж эксперты объяснили тем, что покупатели спешили приобрести авто до повышения утильсбора, а растущая весь 2024-й, ключевая ставка лишь подхлестнула этот спрос.
Что будет с ценами в 2025-м
Стоимость автомобилей в этому году, как говорят эксперты, продолжит расти — вопрос в том, как сильно это ударит по кошелькам россиян.
Аналитики «Авто.ру» считают, что дилеры будут поднимать цены плавно. По прогнозам специалистов, машины подорожают примерно на 10%. Автосалоны могут позволить себе такую осторожную тактику, поскольку запасов на складах хватит на 4–6 месяцев. Более того, часть дилеров, вероятно, возьмут на себя рост утилизационного сбора, чтобы удержать покупателей. Логика проста: лучше продать больше машин с меньшей прибылью, чем потерять клиентов вовсе.
Однако далеко не все настроены так оптимистично. Руководитель техцентра Михаил Пальмов ожидает более серьезного роста цен — не менее 30% во второй половине года. Основной причиной он называет удорожание логистики, которое неизбежно скажется на стоимости автомобилей.

Вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Денис Мигаль рисует еще более тревожную картину. По его прогнозам, цены на новые модели могут вырасти на 30–50%. Подержанные машины, которые обычно дешевеют на 10–15% ежегодно, в этом году тоже подорожают.
«В любом случае строить прогнозы — дело неблагодарное. Российский рынок зависит от огромного числа факторов, которые предсказать невозможно. Не только экономических, но и политических, социальных. Кто знает, какие потрясения нас ждут в новом году, что будет с курсом рубля, с санкциями, с ключевой ставкой Центробанка?», — отметил вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр.
Изменит ли ситуацию укрепление рубля
На этой неделе, 12 февраля, курс доллара официально упал почти на два рубля, а евро закрепился на отметке 98,01 рубля, подешевев на 1,18 рубля. Но изменит ли это цены на автомобили? Здесь эксперты настроены единодушно: ждать быстрого эффекта не стоит.
По словам дилеров, ценовая динамика на авторынке имеет сильную инерцию. Если рубль укрепится и останется стабильным в течение длительного времени, это может повлиять на стоимость, но даже в таком случае пересмотр прайс-листов произойдет не сразу.
Директор департамента новых автомобилей компании «Рольф» Николай Иванов отметил, что колебания валют практически никогда не оказывают мгновенного влияния на цены, поскольку производство и поставка автомобилей занимают месяцы, поэтому даже заметное изменение курса не сразу отражается на отпускной стоимости машин, подчеркнул он.
Чтобы цены пошли вниз, рубль должен не просто укрепиться, а задержаться на новых позициях. Если доллар опустится, например, до 88 рублей и останется там хотя бы на квартал, тогда можно ожидать снижения себестоимости, а за ней — и ценников в салонах, добавил эксперт.

Тем не менее, предпосылок для такого сценария сегодня практически нет. Как объяснил руководитель автомобильного маркетплейса Fresh Евгений Житнухин, рынок автомобилей слишком сложен, чтобы реагировать только на курсовую разницу.
Когда можно выгодно купить автомобиль

Если вы давно задумывались о смене автомобиля, сейчас самое время. Текущий зимне-весенний сезон эксперты называют идеальным для выгодных сделок. По словам директора агентства «Автостат» Сергея Целикова, наступило «время покупателя». У дилеров на складах скопились запасы машин прошлого года. Продажи старых моделей продлятся как минимум до лета.
Это подтверждает и директор департамента новых автомобилей компании «Рольф» Николай Иванов. По его данным, в нынешних условиях вы можете сэкономить от 100 тысяч до 300 тысяч рублей: «Скидки и спецпредложения сейчас есть, и, думаю, до конца первого квартала они сохранятся. Данный момент – отличное время, чтобы приобрести машину», — заключил Иванов.