В этом году значимую дату — круглую или кратную пяти — отметят многие автомобили. Одни будут поздравлены знатоками в узком кругу, другие — широкой толпой почитателей. Men Today вспомнил об именинниках, чья жизнь определенно удалась. А успешным возраст не помеха. Поднимем же бокалы за...
От Ferrari F50 до Toyota Land Cruiser: 10 автомобильных юбилеев этого года

UAZ Patriot, 2005 г.
20 лет

Ну, за поддержку отечественного! Прототипы комфортных УАЗов завод начал мастерить плюс-минус в 1980 году. Уже и Союз распался, в стране объявили ускорение, а конструкция все никак не складывалась. Итоговый «Симбир» вышел к окончанию 90-х — с тучным кузовом вазовского дизайна, этаким комом поверх старой техники. Затем предложили более грамотный удлиненный 3162, из него и вырос Patriot. В отличие от «буханки», не сразу получился идеально, его всегда улучшают. Ожидаем китайские обновки: 136-литровый турбодизель 2.0, 6-ступенчатуюМКП, 6-диапазонную АКП и раздатку с электронным управлением. Ибо нет предела уазовскому совершенству. И фактически нет прямых конкурентов — на том Patriot стоит и стоять будет.
Ferrari F50, 1995 г.
30 лет

Ну, за эксклюзив! F50 — по сути формульный болид, адаптированный для простых дорог и красиво упакованный дизайнерами студии Pininfarina. Считается последним аналоговым Ferrari. Водитель тут словно часть устройства: в спартанском кокпите один на один с техникой без электронных примочек. За спиной злющий 519-сильный атмосферный V12 4.7 — производный от гоночного 3,5-литрового, с каким ездили чемпионы Прост и Мэнселл. Корпус из углепластика, колеса магниевые, ни кондиционера, ни аудио — все ради уменьшения веса. Однако и в плане исторического значения F50 не столь весомый, как предыдущая F40. Зато редкий — собрано 349 экземпляров против ее 1311.
Lamborghini Diablo, 1990 г.
35 лет

Ну, за быка! Того рогатого дьявола, чье имя взял чертовски удачный суперкар, заменивший Countach. На Diablo дизайн у фирмы окончательно сошелся клином. Гений-стилист Марчелло Гандини нарисовал агрессивный кузов, но управляющая компания Chrysler прилично убавила резкость. Благо не снизила мощность. Новинке отрядили 492-сильный V12 5.7, и она первая из Lamborghini набрала 320 км/ч. Дальше — больше версий: и с открытым кузовом, и с приводом на обе оси, и с разными моторами вплоть до 590-сильного. К завершению производства собрался тираж в три тысячи. А идея правильно резкого стиля Diablo у Гандини не пропала — упрямый творец воплотил ее в проекте Cizeta Moroder.
Audi Quattro, 1980 г.
45 лет

Ну, за энтузиазм! На нем у группы заводских изобретателей сперва только и держался смелый проект спортивного Audi с полным приводом. Кто хочет, тот добьется. Стоило показать начальству, как прототип с летними шинами бодро заезжает по гололедице на подъемы альпийских серпантинов, и шефы сразу дали одобрение: «Полный вперед!» Гостей Женевского автосалона — 1980 встречал серийный хетчбэк-купе Ur-Quattro с блокировками дифференциалов. Интерес разогрели успехи Audi в ралли группы B, где рвал и метал 650-сильный зверь Sport quattro S1. А с дебютом полноприводного A8 кваттро-схема железно утвердилась среди козырей Audi. Долго применялся межосевой самоблок Torsen, а сегодня — две муфты и хитрейшие алгоритмы.
Range Rover, 1970 г.
55 лет

Ну, за британских ученых! Люксовый внедорожник они задумали с расчетом экспортировать в США. Осмотрели комфортные в понимании янки рамные универсалы 4 × 4 и взяли американский же мотор 3.5 у GM за исходник для своего 135-сильного V8. Использовали постоянный полный привод вместо подключаемого и пружины взамен рессор, придумали ладный и практичный кузов — трехдверный ради сохранения жесткости, обустроили статусный по меркам «дроверов» салон. А люкс? Увы, фирма попала в объединение British Leyland с его бестолковыми менеджерами. Кондиционером машину оснастили через десять лет (!) выпуска, автоматом и пятью дверьмиспустя еще пару лет. Впрочем, был бы Range Rover. Остальное, как известно, приложилось.
Suzuki Jimny, 1970 г.
55 лет

Ну, за маленьких и удаленьких! Развлекательная форма — с иголочки, а крутое содержание — старой школы. Рама, мосты, part-time и понижающая. В середине 60-х Suzuki прозорливо выкупила вездеходик у терпящей крах фабрики Hope Motor и выкатила рынку как собственный LJ/Jimny. Кузов-примитив, 2-цилиндровый моторчик на 25 сил. И феноменальная проходимость задешево! Новое поколение кубик за кубиком выстроено из традиций. У тюнинговых контор своя ретроигра: оформляют Jimny под ранний Mercedes-Benz G-class, Ford Bronco и даже Lancia Delta. А в Японии выстрелила 5-дверная версия. Ее продажу прикрыли спустя три-четыре дня из-за схода лавины заказов — их навалилось на... три года вперед!
Ford GT40, 1965 г.
60 лет

Ну, за искусство побеждать! Если вы почему-то еще не смотрели фильм «Ford против Ferrari», осторожно: спойлеры. Давнюю битву титанов спровоцировал гневный отказ Энцо Феррари продать бизнес Генри Форду II. «Скажите ему, что он не Форд, а всего-навсего Второй!» В ответ американские кар-бои решили объезжать строптивых итальянских жеребцов на гонке «24 часа в Ле-Мане». Орудие мщения конструировал в том числе Кэрролл Шелби, сам автоспортсмен (да-да, культовый бренд Shelby — его детище). Прототипы GT40 помчались в 1964 году, а разгром команды Ferrari случился в 1966-м. Здесь чествуем дорожные версии. К восторгу поклонников на заре нулевых дебютировал Ford GT нового рода, толковый ремейк. А за ним явился и сверхновый, его выпускали с 2017 по 2023 год. Финишный ли? Интрига, достойная кино.
Toyota Land Cruiser, 1955 г.
70 лет

Ну, за твердую память! Да, верно, праздновали такой юбилей. Ведь летопись принято вести с дедушки-воина BJ 1951 года. Но всемирно известное имя внедорожника утвердилось ко второй генерации — Land Cruiser 20/30, вот и поздравим. Заодно стоит отметить 65-летие характерных прямоугольных машин серии 40, ими определен каноничный образ, да и выпускались наряду сдругими поколениями без малого четверть века. Коротко о главном — Land Cruiser это по-прежнему либо хорошо, либо еще лучше. А всякими подробностями хоть заполняй спецвыпуск нашего глянца. Из уважения к тому, что актуальный LC 300 глянцевым не стал.
Willys-Overland CJ, 1945 г.
80 лет

Ну, за джиперов, конечно! Линия родства к самому трушному джипу Wrangler тянется — то прямиком, то через ухабы — от штабного вездехода Willys MB. А если переводить разговор в мирное русло, считайте — от заменившей военную гражданской версии CJ. У нее другие фары и тент, борт откидной, и запаска висит сбоку. Волшебное слово «Jeep» возникло в составе названий (к примеру, Willys Jeep Truck), а отдельной маркой значится с 1950 года. И пока Jeep вроде жив, несмотря на все попытки маркетологов развеять по ветру его сильный дух. Что там мальчик крикнул Саре Коннор, когда та водила CJ? «Надвигается буря!» Да, электрическая. По ходу героя добьют током.
Chevrolet Suburban, 1935 г.
90 лет

Прописью: де-вя-но-сто лет на конвейере. Абсолютный рекорд по срокам производства на фоне всех автомобилей вообще. Suburb — это пригород, ряды частного жилья, массово возникшие в Америке после Второй мировой. С покупкой дома сбывалась американская мечта о счастье среднего класса. Приятные соседи, газон, барбекю. И непременная машина. Формировался сегмент подходящих семейных универсалов. А название Suburban до поры было общим — по аналогии с Pickup, согласно типу кузова. «Сабербаны» имелись у DeSoto, Dodge, Nash, Plymouth. В их числе — исконный Chevrolet Carryall Suburban. Кто бы поверил — прародитель 11 поколений, а вдобавок еще и клонов с другими эмблемами. Ну, за то, чтобы и нам всю дорогу оставаться в деле!