С 1 августа 2025 года в России официально вступил в силу новый порядок расчета утильсбора, утвержденный постановлением правительства №1065 от 15 июля 2025 года. Он регулирует ставки и условия для физических и юридических лиц и распространяется на легковые автомобили, грузовики и спецтехнику. Изменения затрагивают возраст, экологический класс, мощность двигателя и тип транспортного средства.
Новое повышение утильсбора в России: что может измениться в ноябре?

Минпромторг изменит формулу утильсбора
Однако россияне готовятся к кардинальному изменению принципов расчета утилизационного сбора для легковых машин. При этом министр промышленности и торговли Антон Алиханов заявил, что новые правила, которые могут вступить в силу с 1 ноября 2025 года, не повлияют на доступность массовых автомобилей в стране.
Согласно подготовленному Минпромторгом проекту постановления правительства, базовая ставка утильсбора будет зависеть от типа и объема двигателя, а его мощность станет новым фактором, влияющим на повышающий коэффициент по прогрессивной шкале.

Льготы сохранят для популярных моделей
Алиханов подчеркнул, что льготные коэффициенты продолжат действовать для автомобилей с мощностью двигателя до 160 лошадиных сил. «Мы предлагаем сохранить действие нашей меры поддержки — льготных коэффициентов — как раз для массовых машин с мощностью двигателя до 160 л.с., наиболее востребованных у населения», — заявил министр в конце сентября.
Для таких автомобилей сумма утильсбора останется прежней — 3400 рублей за новый и 5200 рублей за машину старше трех лет. По данным министерства, доля таких моделей в российском автопарке превышает 80%. Генеральный директор ГК «Рольф» Светлана Виноградова подтвердила, что популярные в России модели практически не изменятся в цене после введения новой методики расчета.

Удар по параллельному импорту
Антон Алиханов отметил, что основные изменения коснутся автомобилей, ввезенных посредством параллельного импорта, а также марок, которые приостановили свою деятельность в России из-за санкций. Известно, что в 2024-м физические лица ввезли около 218,1 тысячи машин с мощностью двигателя более 160 лошадиных сил, что составило 11% от общего объема российского рынка легковых автомобилей.
Для мощных автомобилей утильсбор может вырасти кратно. Например, для BMW X5 мощностью 490 лошадиных сил налог увеличится на 81194% — до 2,7 миллиона рублей. Максимальный размер утилизационного сбора на люксовые автомобили к 2030 году может достичь десяти миллионов для моделей старше трех лет с двигателем объемом более 3,5 литра и мощностью свыше 500 лошадиных сил.
По итогам сентября представители отрасли уже отметили рост спроса на 30% относительно августа. Очевидно, это связано с ожидаемыми изменениями, что привело к сокращению складских запасов и уменьшению скидок у дилеров. Однако стоит отметить, что предложения министерства пока что обсуждаются и проходят экспертную оценку. Власти рассматривают их как инструмент регулирования рынка, защиты отечественного производства и пополнения бюджета.
