На чем ездит Европа — там тоже покупают китайские автомобили?

Многие из нас довольно давно не бывали в европейских странах и по-прежнему представляют себе местный автопарк как микс из французских малолитражек, дизельных Гольфов и универсалов BMW. Но действительно ли это так — неужели китайцы не пробили и в Европу дорожку? А сильно ли повлияла на европейский автопарк глобальная электро-повестка?
Дмитрий Ласьков
Дмитрий Ласьков
На чем ездит Европа — там тоже покупают китайские автомобили?
MG
Ответы на эти вопросы дает свежая статистика от аналитиков JATO Dynamics. Ниже — самые интересные хайлайты оттуда.

Прежде всего, не стоит питать стереотипных иллюзий о том, что в западных странах основная масса людей настолько благополучнее, что может ездить на чем-то отличном от откровенного бюджетника. Подтверждение тому — старый добрый Sandero на первой строчке продаж по моделям. Эдакая европейская Lada Granta. Причем добрая половина тиража Dacia Sandero продается в исполнении с двигателем, работающем на сжиженном природном газе. Разумеется, такую версию выбирают не из-за повышенной комфортности или улучшенных характеристик динамик — решает лишь суровая экономия.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Dacia Sandero
Dacia Sandero
Dacia

Бюджетники правят везде, а дизель уходит в историю

Дальше в списке наиболее продаваемых моделей идет еще пара доступных французских хэтчбеков — Renault Clio и Peugeot 208. За ними немецкое трио T-Roc, Golf и Tiguan от Volkswagen, а замыкают десятку Dacia Duster, Peugeot 2008, Citroen C3 и единственная неевропейская модель — Toyota Yaris Cross. Все это сплошные малолитражки ценой до 30 тысяч евро, из которых выделяется ценой и размерами лишь VW Tiguan. Вполне соответствует российской действительности, где средневзвешенная стоимость нового автомобиля по итогам прошлого года составила 3,12 миллиона рублей в соответствии с данными агентства «Автостат».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
JATO Dynamics

Интересна разбивка по типам силовой установки: лишь Toyota Yaris Cross представлена на рынке только в гибридном варианте, тогда как все остальные участники топ-10 продаж имеют несколько вариантов двигателей на выбор, но продаются в основном с бензиновыми моторами. Лишь Tiguan на треть дизельный, а треть Clio и Duster — в той же степени гибридные. Похоже, индустрия и рынок до сих пор не могут оправиться от дизельгейта, который в этом году отмечает десятилетие.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Toyota Yaris Cross
Toyota Yaris Cross
Toyota

При этом самая «дизельная» марка современной Европы — внезапно, Mercedes-Benz. Они единственные продают наибольшую внутри своего модельного ряда долю автомобилей с такой силовой установкой. Кстати, в вечном противостоянии с BMW мерседесовцы в очередной раз проиграли: они находятся на седьмой строчке топа продаж по брендам против пятой позиции у баварцев.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В лидерах же в «корпоративном зачете» — Volkswagen. За ним идет другой большой концерн — Stellantis со своими аж десятью марками (Opel, Peugeot, Citroen, Fiat, Jeep и другие) в составе. Наиболее популярный производитель из Азии — Hyundai/Kia на четвертой позиции, а самые продаваемые в Европе китайские автомобили относятся к группе Geely (Volvo, Smart, Lynk & Co, Polestar и другие бренды). У Geely же у единственной из первой десятки марок наиболее велика доля электрифицированных моделей.

JATO Dynamics
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Китайцы в Европе

Экспансия китайских производителей в Европу происходит вполне уверенно: с прошлого года доля китайских брендов на рынке почти удвоилась, но составляет все еще не слишком впечатляюще 5%. А с другой стороны — прямо сейчас в Европе на каждый проданный новый Mercedes-Benz уже приходится по одной китайской машине. И судя по тренду, в дальнейшем эта пропорция будет меняться не в пользу марки со звездой.

Структура китайских автобрендов на рынке Европы заметно отличается от российской: там продаются в основном Jaecoo, Omoda, BYD, Leapmotor и Xpeng. В России лишь два первых из этих пяти брендов представлены официально. Знаковый факт: наиболее популярная в Старом Свете китайская марка BYD уже сейчас продает больше автомобилей, чем Mini. А ведь мало что может сравниться с последней по «европейскости духа».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А что с электричками?

Стремительно теряет популярность в Европе Tesla, которую преследуют сразу две проблемы: вызвавшие протест мировой общественности политические выходки Илона Маска и жесткая конкуренция. Общепланетарно — со стороны в первую очередь китайских электрокаров. Но в Европе особая ситуация: Tesla уступает в электрозачете только марке Volkswagen. И это несмотря на то, что Model Y — до сих пор самая популярная в мире и даже в Европе «электричка». Но покупать ее в рассматриваемом регионе стали на треть менее охотно. Volkswagen же наоборот, стремительно наращивает продажи своей линейки ID.

Tesla Model Y
Tesla Model Y
Tesla
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Глобально доля электромобилей в Европе с каждым годом увеличивается, но рост этот не экспоненциальный, а наоборот — замедляющийся. И такая ситуация соответствует тренду во всем мире — кроме, пожалуй, Китая. Сейчас электромобили максимально востребованы покупателями в северной Европе и скандинавских странах, а минимально — в южной части региона и в балканских государствах.

Поэтому не удивляйтесь, когда в следующий раз в отпуске или командировке в стране Старого Света за вами приедет таксист не на Приусе или Е-классе, а на BYD или MG. А самым выгодным предложением в прокате окажется не дизельная Opel Astra, а Volkswagen c питоном кабеля в багажном отсеке. Разумеется, расположенном спереди — как у любого порядочного электромобиля.