Миф об экономичности круиз-контроля оказался развеян

За пятнадцать лет в автомобильной журналистике я написал немало всего о том, как ездить экономично. И не потому, что меня волнуют расходы на топливо (езжу на априори экономичных автомобилях), а потому что так комфортнее, безопаснее и даже... интереснее! Ведь это тоже игра с законами физики, как и в случае с активным вождением. Так вот одним моих из советов для повышения экономичности всегда было неиспользование круиз-контроля. Многих это удивляет, но в действительности круиз-контроль не экономит топливо, а иногда даже ведет к повышению его расхода.
Дмитрий Ласьков
Дмитрий Ласьков
Миф об экономичности круиз-контроля оказался развеян
GettyImages

Исследователи из организации Nature Communications провели глубокий эксперимент, результаты которого доказали справедливость этого утверждения. Работа была проделана год назад, но результаты попались мне на глаза только сейчас — и своей актуальности к настоящему моменту не утратили. Исследование довольно объемное и полностью с ним можно ознакомиться по ссылке. Но основной вывод заключается в том, что движение с адаптивным круиз-контролем увеличивает расход топлива в среднем на 0,26 литра на 100 км.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В среднем — значит, что использовались автомобили разных классов и размеров (но одного концерна GM), водители с различной манерой управления, во всем многообразии дорожных условий и других переменных. Средний расход топлива в эксперименте при этом составил 14,7 литра — то есть изменение экономичности при задействовании «круиза» происходило в пределах всего 2%. Поэтому можно считать, что такового нет вовсе.

Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но если вернуться к изначальному тезису о бесполезности круиз-контроля в качестве инструмента экономии топлива, то такой результат его подтверждает. Хуже (намного) круиз не делает, но вместе с тем ошибочно думать, что с его помощью можно сэкономить хотя бы пол-литра в потребляющем среднестатистическую «десятку» автомобиле.

Основная проблема большинства систем круиз-контроля заключается в том, что они бескомпромиссно придерживаются заданной скорости. Поэтому слишком рьяно ее набирают в сравнении с грамотным водителем, который делает это плавно. Отсюда подтвержденный результатами эксперимента вывод исследователей о том, что на скоростной загородной дороге негативное влияние «круиза» на экономичность выше, чем в городской среде — где диапазон скорости узкий, а плотность трафика не позволяет разгоняться интенсивно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
GettyImages

На трассе же автоматика стремится очень точно выдерживать заданную скорость, не просаживая ее на сколь-нибудь значительные отрезки времени. Поэтому реакция у искусственного разума на рельеф, встречный ветер и другие влияющие на скорость условия — практически мгновенная. В то время как человек, который старается поддерживать, например, 130 км/ч, не спешит максимально быстро вернуться к этому значению, если по каким-то причинам скорость упала до 126.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Legion-Media

С замедлением еще интереснее: здесь компьютер также действует резче, но по иной причине. Система запрограммирована так, потому что цена ошибки при торможении выше, чем при разгоне — и делать это надо с запасом. В то время как живой водитель с хорошими навыками и пониманием принципов экономичной езды замедляется плавнее — отпуская акселератор заранее и нажимая педаль без значительной перестраховки. Так как видит дальше и лучше, а думает гибче.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако круиз не всегда вредит экономичности — в ряде сценариев автоматика отрабатывает лучше, чем человек. Например, если использовать «адаптив» при движении следом за другой машиной, когда он повторяет изменение скорости лидирующего автомобиля. Получается и плавнее, и эффективнее с точки зрения расхода топлива, чем когда это делает человек. Радары просто быстрее удавливают изменение дистанции, чем связка глаз-мозг у среднестатистического водителя. Поэтому могут применить более своевременное и плавное торможение или разгон.

Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А от себя добавлю, что круиз-контроль — лишь вспомогательный инструмент, который зачастую требует не меньше внимания, чем вождение без него. Это касается внештатных ситуаций в трафике, внезапного участка с ограничением скорости, остановок. И в целом является причиной повышенного беспокойства, которое лично у меня вызывает необходимость контроля работы этой системы вместо привычного контроля скорости правой ногой. А также сам факт появления между базовыми управляющими импульсами водителя и реакцией автомобиля большей задержки.

Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Приверженцев этой системы все это не беспокоит, и они вправе наслаждаться удобствами, которая она им дает. Даже если они мнимые, когда за комфорт в одном приходится платить дискомфортом в другом. Этот вопрос всегда будет оставаться дискуссионным — знаю немало как сторонников, так и противников «круиза».

Но по поводу экономичности можно, наверное, поставить точку — исследование подтверждает мой личный опыт и гипотезы, а также солидарно с результатами других подобных работ, ссылки на которые также содержатся в нем.

А главное — водите так, как вам нравится. Только бы это приносило удовлетворение сидящему за рулем и было безопасно для окружающих. И совсем неважно, какие системы и на каком автомобиле будут при этом задействованы.