Lamborghini посадит в свои суперкары «цифрового ИИнструктора»

Эта неделя богата на откровения топов автомобильных компаний об искусственном интеллекте. Парой дней раннее я рассказывал о том, с какими успехами технологию используют в Mercedes-Benz и Porsche, а сейчас появилась еще более любопытная информация от Lamborghini. Итальянский производитель суперкаров разрабатывает систему помощи водителю, которая не просто оградит его от неприятностей, как это делают уже привычные комплексы ADAS в обычных автомобилях, но и позволит стать лучше как пилоту.
Дмитрий Ласьков
Дмитрий Ласьков
Lamborghini посадит в свои суперкары «цифрового ИИнструктора»
Lamborghini

Один из примеров, где искусственный интеллект и его способность обучаться и анализировать — это система распознавания эмоций водителя, которую разрабатывает Lamborghini. Понимая, что человек за рулем настроен игриво, автомобиль будет немного ослаблять страхующую электронику и одновременно перераспределять крутящий момент. Делая это таким образом, чтобы позволить ездить в азартных скольжениях задней оси — с большими углами заноса, чем при базовых настройках.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но еще интереснее выглядит идея с виртуальным тренером, когда анализируя плавность, своевременность и достаточность управляющих действий, спорткар будет постепенно давать грамотному водителю все больше контроля над тягой. А неопытного и совершающего ошибки — наоборот, ограничивать в большей степени.

Lamborghini
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это как раз коррелирует с моей мыслью, озвученной в тест-драйве Exlantix ES: излишне строгая система стабилизации — это не только досадное ограничение, но и какой-никакой инструктор на треке. Потому что требует правильных траекторий (при которых можно максимально рано распрямлять руль) и своевременной и плавной работы акселератором. То учит тому, что является основами спортивного вождения независимо от используемого автомобиля.

Продвинутый вариант системы в исполнении Lamborghini предусматривает даже такие приемы, как усиление негативной реакции автомобиля в ответ на неправильные действия. Например, чем больше водитель перекручивает в повороте руль (это на любом автомобиле ведет к недостаточной поворачиваемости), тем больше будет недостаточная поворачиваемость — потому что автомобиль сможет усиливать ее искусственно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Lamborghini

А в шасси, где применяется «электронный руль» (когда управляющее действие на рулевую рейку передается не с помощью рулевого вала, а по проводам) можно даже уменьшать степень поворота колес, если водитель попытался задать избыточный угол. То есть, фактически, спорткар не послушается команды человека — и сделает по-своему. Идея благая, но дорожка может оказаться довольно скользкой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наконец, последняя мысль, которую выразил в своем интервью главный инженер Lamborghini Роувен Мор, состоит в том, что сегодня все упирается в большей степени в сенсоры, нежели в софт. Алгоритмам нужны данные, очень много данных, чтобы принимать правильные решения. И Lamborghini уже похвасталась своей разработкой под названием 6D Sensor, которая впервые анонсирована в лимитированной модели Fenomeno. По словам инженера, этот датчик нового поколения обещает беспрецедентную точность и объем информации о нюансах перемещения кузова в пространстве.

Lamborghini
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Неизвестно, сколько лет займет у Lamborghini внедрение такого бортового «ИИнструктора». Но учитывая скорость развития технологий в этой области, что-то подобное можно ожидать буквально в следующей новинке итальянцев. Тем более, что компания BMW уже представила свой «супермозг» в новом электрокаре iX3 — он обещает большую гибкость «мышления», которая позволит избежать ложных срабатываний систем ADAS в нестандартных сценариях.

Например, только недавно мы с коллегами ругались на один китайский кроссовер, когда на дорогах Кисловодска он применил экстренное торможение при всего лишь безобидной попытке проехать по тесному заставленному машинами переулку. А в BMW заявляют, что подобные ситуации не будут смущать их новые автомобили — благодаря применению продвинутых систем мониторинга внимания водителя, а также более глубокого анализа того, как человек работает с рулем и педалями.