Кто и зачем продает и покупает электромобили в России: интервью с представителем компании-поставщика электрокаров в РФ

В своей еженедельной колонке техноэксперт Борис Закиров продолжает изучать электромобильный мир России. В прошлый раз он пообщался с владельцем Tesla Model 3 и узнал его личный опыт, а теперь подошел к вопросу с точки зрения компаний-поставщиков. Как устроен российский рынок электрокаров, какие люди покупают такие машины и в каких регионах страны проще всего жить электромобилистам — обо всем этом Борис поговорил с Владиславом Захаровым, руководителем отдела продаж компании Rucars.
Кто и зачем продает и покупает электромобили в России: интервью с представителем компании-поставщика электрокаров в РФ
Rucars
Влад, твоя компания привозит в Россию электромобили и гибриды. В основном, из Китая. Почему так? Большой спрос, или есть какая-то другая причина?

Мы не выбирали этот сегмент, он выбрал нас сам. Мы работаем с электромобилями с 2018 года: сначала привозили Tesla и интересные модели из Китая. Делали это на энтузиазме, очень любопытно было узнать о диковинках рынка КНР.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А потом произошли всем известные события, на рынок России уже активно хлынули китайские автомобили, и уже все обратили на них внимание. Мы сильно расширили наш ассортимент, плюс у нас уже была абсолютно прозрачная логистика, в то время как другие компании ее только нарабатывали.

Владислав Захаров, руководитель отдела продаж компании Rucars
Владислав Захаров, руководитель отдела продаж компании Rucars
Rucars
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
У тебя есть какой-то портрет среднестатистического владельца премиальной китайской электрички? Какие люди ездят на таких машинах?

У нас много разных машин и много портретов. Тот же лифтбэк Zeekr 001 могут водить все: от домохозяйки до дедушки, который решил попробовать современные технологии. В большинстве своем это люди, которые ищут альтернативы уже привычным машинам, и в нашем лице они нашли понятный и приемлемый по деньгам способ войти в мир электромобилей.

Наиболее усредненный портрет такой: мужчина средних лет, активной жизненной позиции, он связан с новыми видами деятельности (IT, производство, высокие технологии) и живет в частном доме или имеет возможность заряжаться на паркинге. Эти люди всегда были, но им могла не нравиться та же Tesla из-за дизайна или сложности входа в сообщество бренда. Это все-таки закрытый клуб со своим статусом, Tesla была и останется нишевым продуктом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Разобраться в происходящем нам дополнительно помогла обратная связь от СМИ и блогеров, которые, к примеру, сравнивают Zeekr с BMW и Porsche. Благодаря китайским брендам людям проще войти в электромир и найти в этих моделях что-то близкое сердцу.

К примеру, на гибриды LiXiang многие пересаживаются с Land Rover и Range Rover, что говорит о многом. Это происходит, в том числе, и из-за финансовой стороны: самый дорогой Li L9 сейчас стоит столько же, сколько британские кроссоверы 3 года назад, а с точки зрения технологий и качества как минимум им не уступает.

Rucars
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Какие бонусы дают электрички на фоне автомобилей с ДВС в России?

Во-первых, надо понимать, что у них не так много минусов, как многие думают. К примеру, некоторые люди могут смело признаться себе, что на своем автомобиле не ездят так много в повседневном режиме. Хозяин того же Volkswagen Touareg, который за 3 года проезжает 25 тысяч километров, очень редко выезжает за пределы МКАД, хотя автомобиль может уехать за Полярный круг на нескольких баках.

Или тот же владелец Range Rover, у которого есть и понижайка, и пневмоподвеска, но за МКАДом этот автомобиль ни разу не бывал. Эти люди могут сказать: «Окей, мы не автопутешественники, наши машины ездят не дальше, чем на дачу к друзьям, и запаса хода электромобиля нам хватает в 99% ситуаций». Они не ставят перед машиной невыполнимых задач, чтобы она была и танком и спорткаром, и семейным минивэном.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Теперь о плюсах. В разных регионах есть льготы для владельцев электромобилей. К примеру, в Москве это бесплатные парковки, нулевой транспортный налог даже на очень мощные автомобили. Ты можешь владеть Zeekr 001 FR, у которого больше 1200 л.с., и не платить транспортный налог.

Кроме того, электромобили очень ценят за тишину, плавность хода и отличную динамику. Они всегда будут лучше, чем у автомобилей с ДВС. Плюс простота в обслуживании: оно кратно дешевле, электромобиль так часто не зовет тебя в сервис, как бензиновая или дизельная машина. Нет коробки передач, абсолютно понятный полный привод безо всяких шестеренок.

Rucars
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
А у вас покупают только в Москву, или есть какой-то ощутимый процент людей, которые заказывают в регионы?

У нас примерно 40% продаж приходится на регионы. Самые электрифицированные регионы России по нашей статистике – Урал, Екатеринбург, Челябинск, Пермь, Сибирь (Красноярск, Новосибирск), Белгород и Казань.

Еще один необычный факт: у нас есть несколько клиентов в Ижевске. Там даже есть большие мероприятия для владельцев электромобилей. В одном из них мы участвовали. Но больше всего фанатов электромобилей на Урале, конечно.

С Москвой все понятно, а как с инфраструктурой в регионах?

Конечно, электроинфраструктура хорошо развита не только в Москве. Есть, например, Красноярск, в котором гораздо больше мощных быстрых зарядок на 180 кВт, чем в столице. Киловатт электричества там стоит 5 рублей. Дошло до того, что на местных заправках на табло есть расценки на бензин, дизтопливо и электричество. Вот и еще одна киллер-фича, ради которой покупают электромобили: дешевизна топлива.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Поэтому у нас очень много клиентов заказывают машины в Красноярск. Более того, сейчас по Красноярску катается четыре Lotus Eletre, которые поставила наша компания! Три из них – в версии R+ на 918 л.с.

Важную роль в развитии сегмента играет частный сектор. Чем больше частного сектора в городе, тем больше там электромобилей. У владельцев частных домов есть возможность установить зарядку и стать независимым от городской инфраструктуры.

Rucars
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Я помню, что вы помогаете устанавливать зарядные станции клиентам. Насколько это сложно и дорого – иметь зарядку у себя дома?

Да, у нас даже есть своя зарядная станция, которую мы продаем. Сами решения для зарядки дома начинаются с 36 тысяч рублей и заканчиваются бесконечностью, в зависимости от пожеланий владельца и условий установки. К примеру, если для установки нужно дробить гранит в гараже или подводить дополнительное электричество к дому, это будет дороже.

Как правило, это семикиловаттная стандартная станция переменного тока. Стоимость, в среднем, 60 тысяч рублей. Такие станции идут в комплекте с большинством электромобилей, либо мы их добавляем в комплект. Установка обойдется примерно в 30 тысяч рублей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А еще многие современные частные дома проектируются из расчета большого энергопотребления, так что в новостройках с зарядками для электромобилей все гораздо проще. Некоторые даже спокойно заряжаются от розеток и вообще не тратятся на установку зарядной станции. Вернулся домой, оставил машину на ночь, все.

А какие электромобили у вас самые популярные?

Zeekr 001, Lotus Eletre и Tesla Model 3. Вообще Теслу рано сбрасывать со счетов, даже с учетом всей популярности электромобилей из Китая.