Когда появился первый мотоцикл: 5 дедушек современных байков

Это сегодня мы можем потратить несколько месяцев на то, чтобы выбрать подходящую модель, при этом пересматривая их по десятку в день, а тогда ситуация была совсем другой. Вариантов было, мягко говоря, немного, да и те, как правило, уступали по скорости и маневренности обычной лошади. Вот вам пять мотоциклов, из которых приходилось делать выбор мужчине в то время, когда появился первый в истории Harley-Davidson.
Когда появился первый мотоцикл: 5 дедушек современных байков

Когда в далеком 1903 году два закадычных друга Уильям Харли и Артур Дэвидсон пытались собрать в гараже свой первый мотоцикл, они делали это не от хорошей жизни.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

1. Reitwagen

Строго говоря, первого мотоцикла в истории в 1903 году в продаже не было – он существовал в единственном экземпляре, да и тому спустя год будет суждено сгореть в гараже. Собрали его немецкие инженеры Даймлер и Майбах, благодаря которым сегодня по улицам ездят «Мерседесы» и «Майбахи», назвав свою машину Reitwagen. Догадаться, что это именно мотоцикл, по внешнему виду было сложно – агрегат с деревянной рамой и колесами больше напоминал самоходную швейную машинку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Reitwagen развивал бешеную скорость до 12 км/ч, так что при хорошей спортивной подготовке его можно было обогнать даже бегом, не говоря уже о том, что лошадь оставляла его далеко позади. О безопасности говорить тоже не приходилось – седло было прямо над двигателем и при аварии вполне могло загореться. Впрочем, Даймлер и Майхбах и не собирались строить чудо мототехники – они работали над автомобильным двигателем, и им просто требовалось его как-то испытать. Когда проверка завершилась, про Reiwagen просто забыли за ненадобностью. Уже в ХХ веке по сохранившимся чертежам были воссозданы реплики первого мотоцикла, и вот их уже можно было приобрести, причем они стоили гораздо дороже, чем современная скоростная модель.

1 лошадиная сила – именно такую неукротимую мощь выдавал первый Harley-Davidson

2. Motorrad Хильдебрандта-Вольфмюллера

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1894 году появился первый мотоцикл серийного производства, который назывался Motorrad (колесо с мотором). В Германии это слово со временем из имени собственного превратилось в нарицательное и теперь просто обозначает мотоцикл. Создали его Хайнрих Хильдебрант и Алоис Вольфмюллер из Германии. Он был оснащен двигателем мощностью в 2,5 л. с. и развивал скорость около 40 км/ч, что по тем временам было почти фантастическим показателем – тут, как говорится, лошадь уже отдыхает.

Правда, поездку на этой машине сопровождал не привычный рев мотора, а звук движения паровоза, что объяснялось его конструкцией – поршни двигателя были с помощью рычагов соединены напрямую с ведущим задним колесом. Тормозов как таковых тоже не было – чтобы остановиться, нужно было просто заглушить двигатель, и альтернативой было разве что падение, весьма опасное на предельной скорости этого агрегата. Правда, риска, что загорится седло, уже не было – двигатель стал частью конструкции рамы, как и на современных машинах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

3. «Де Дион»

Уже через год Германия перестала быть мото-монополистом – в 1985 году во Франции в серийное производство был запущен мотоцикл компании «Де Дион-Бутон», которая принадлежала изобретателям Альберу де Диону и Жоржу Бутону. Машина имела одно весьма заметное внешнее отличие – у нее было три колеса. Цилиндр одноцилиндрового двигателя был чугунным, а картер был изготовлен из алюминиевого сплава.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Заявленная мощность двигателя составляла всего 0,5 л. с., но на самом деле она была гораздо больше – скорость могла доходить аж почти до 50 км/ч. Машины «Де Дион» успешно участвовали в гонках и стали широко известны в Европе – в конце ХIX века они стали самыми распространенными мотоциклами. У славы, впрочем, была и обратная сторона – двигатели начали беззастенчиво копировать конкуренты, в результате чего появилось много похожих моделей. В 1899 году одна из таких копий, правда, вполне лицензионная, начала выпускаться и в нашей стране, получив патриотичное название «Россия».

4. Indian

Мотоциклы Indian – тоже своего рода легенда, пусть не такая громкая, как Harley-Davidson, зато ее история началась на пару лет раньше. Машины под этим брендом на заре ХХ века стала производить американская компания Hendee Manufacturing Company – сначала это были просто велосипеды, а в 1901 году вышел первый серийный мотоцикл этой марки. Изобрел его инженер Карл Оскар Хедстрем, который и предложил владельцу фирмы Джорджу Хенди начать выпуск. Конструктор отказался от велосипедной рамы, двигатель мощностью 1,75 л.с. установил под седло, а бензобак разместил на заднем крыле. Он также заменил традиционную для тех времен ременную передачу цепной.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В продаже первые экземпляры Indian появились в 1902 году, и сначала удалось сбыть всего три мотоцикла. Но уже в 1903 на одной из таких машин ее создатель Карл Хедстрём установил рекорд скорости на мотоцикле, который составил около 90 км/ч. С 1904 года все мотоциклы Indian стали краситься исключительно в красный цвет, что сыграло на руку их популярности. В год выпускалось около 500 машин – невероятно много по тем временам, а спустя 10 лет с конвейера сходило уже более 30 000 мотоциклов Indian в год.

5. Harley-Davidson

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не нравится – сделай сам! Именно этим принципом и руководствовались друзья детства Уильям Харли и Артур Дэвидсон, когда в старом гараже возились над своим первым мотоциклом. Блин, как водится, получился комом – машина не только не отличалась от типичных для тех времен моделей, но и уступала им. Мощность двигателя составляла всего 1 л. с., а ездил мотоцикл даже медленнее «дедушки» Reitwagen – она могла разогнаться лишь до 8 км/ч. К тому же техника напрочь отказывалась ехать в гору, а чтобы завести двигатель, надо было раскручивать его с помощью педалей.

Поняв, что зашли в тупик, Харли и братья Дэвидсон – а их было трое, Артур, Уильям и Уолтер – сделали двигатель более мощным: теперь в нем сидели целых три лошадиные силы, что пошло машине на пользу. Эта модель была запущена в производство: в 1904 году было выпущено 8 экземпляров, в следующем – 16, а еще через год – целых 50. И это лишь самое начало истории, которая продолжается и по сей день.