Кастом по-русски: как российские мастерские создают уникальные мотоциклы и побеждают на международных выставках

Шесть известных мотомастерских показывают свои самые известные проекты и рассказывают, как, зачем и для кого в России создают мотоциклы на заказ.
Глеб Короленко
Глеб Короленко
Кастом по-русски: как российские мастерские создают уникальные мотоциклы и побеждают на международных выставках
Box39

Желание выделиться и быть особенным наблюдается у мальчиков в возрасте от 3 до 80 лет. И если в детстве мы ограничиваемся парой ярких наклеек на своем беговеле, то ближе к кризису среднего возраста нам требуются более радикальные меры. Например, с грохотом проехать по главной улице своего города на единственном в мире золотом чоппере, обшитом мехом песца и имеющем гравировку дракона прямо на головке блока цилиндров. Разумеется, под это стремление подстроился рынок услуг, и гравировать дракона своими руками вовсе не обязательно — как и качественный костюм, мотоцикл любой формы и любого цвета можно «сшить» на заказ в специальной мастерской. Тогда это будет уже не мотоцикл, а кастом, от английского custom — «сделанный на заказ». Кастом-культура есть и в сфере автомобилей, но что касается мотоциклов — здесь нашему синдрому дефицита внимания есть где разгуляться особенно широко. И если кажется, что детские фантазии про реактивный мотоцикл — это нишевая история для узкого круга сочувствующих, то это совсем не так. Как говорят в полиции — ситуация смешная, а статья серьезная!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В мире работают и процветают сотни кастом-мастерских, и Россия не исключение: в нашей стране каждый год проходит с десяток выставок-смотров достижений кастом-культуры. Кроме того, русские кастомайзеры с успехом выступают на международных мероприятиях, занимая призовые места, а московская мастерская Zillers Motorcycles и вовсе является действующим чемпионом мира, взяв золото на именитом кастом-чемпионате AMD World Championship. Так что можно с уверенностью сказать, что в России эта культура прижилась и чувствует себя здесь как дома.

Box39

Box39

Город: Москва
Год основания: 2011
Заметные проекты: Giotto, Giotto Altre, Aliense, Fatbox, Breakbox, Piombo-X

Владислав Беляков, основатель Box39

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
О сути кастомайзинга

«Все законы, которые работают в продаже автомобилей, одежды, велосипедов и многого другого, работают и с мототехникой. Здесь свои ценовые ниши и свой потребитель, который закрывает свои особые потребности. Отсюда и обилие предложений».

О мастерской

«В 2011 году, в Петербурге, я с друзьями впервые затащил мотоцикл в гараж, который по документам назывался "Бокс 39". В 2014-м мы купили первый станок и начали производить продукцию самостоятельно. Меня никогда не привлекал стиль старой школы — вся эта возня в грязных гаражах в промасленном комбинезоне. Мне хотелось привнести в индустрию всё то, что окружает нас в современной жизни: дизайн, эстетику, технологии, сервис и так далее. Это рецепт оказался успешным».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
О русской кастом-культуре

«У нас невероятный инженерный талант и такая же невероятная менеджерская бестолковость. Мы крайне плохо продаем и организовываем. Это сильно уводит нас в сторону от мировых грандов. Там всё наоборот — умеют продавать, но крайне плохо делают. Из наших достижений сегодня — бурный рост внутреннего рынка».

О мотоцикле на фото

«Giotto Altre — флагман нашей мастерской. Он сертифицирован в РФ и выходит на собственных VIN-номерах. Выпуск лимитирован 150 экземплярами. Рама, топливный бак, кузовные панели, маятник, ходовая, колёса, руль, траверсы — всё своего призводства. Двигатель и проводка от Harley-Davidson Breakout».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Bobber Community

Bobber Community

Город: Москва
Год основания: 2018
Заметные проекты: «Сухой», «Даймё»

Дмитрий Вотинцев, основатель Bobber Community

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
О сути кастомайзинга

«Мотоциклом, который сошел с конвейера, никого не удивишь. Их много. Можно купить парочку новых мотоциклов, и они не будут отличаться. Можно сесть на любой из них и не понять разницы. Прелесть кастома в том, что он не диктует тебе — как сидеть, как ехать, как одеваться и так далее. Кастомный мотоцикл — это продолжение тебя. На таком едешь и ловишь взгляды окружающих. От этого мурашки по рукам бегут и настроение поднимается».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
О мастерской

«До моей мастерской или клабхауса Bobber Community были и другие мастерские, где я работал как наемный сотрудник. Но в 2018 году я решил, что не хочу больше жить и работать по чужим правилам. Так родилось сообщество, и сообщников надо было где-то объединять. Я продал свою машину, и мы стали строить мастерскую».

О русской кастом-культуре

«Кастом-мастерские есть в любой стране. Копируют нас, копируем мы. Это неизбежно. А вот изменения по сравнению с прошлым сейчас глобальнейшие. В индустрию пришли станки ЧПУ, 3D-печать, композит, инженерные решения и компьютерные разработки. Это все здорово, но выдерни это из розетки — и что останется? Раньше было интересно: идешь к токарю Василичу с помятой бумажкой, а на ней эскиз карандашом набросан. Василич вытачивает по нему тебе железку, попутно травит байки, и потом ты возвращаешься домой с этой железкой в кармане и улыбаешься. А железка еще теплая, греет руку».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
О мотоцикле на фото

«На снимках мотоцикл по имени "Сухой". Строили его мы ко дню рождения моего брата Кирилла. Донором послужил Harley-Davidson Sportster 883. Работы проделано очень много. Видео про этот мотоцикл можно найти в интернете по названию "BOBBER в подарок".

Balamutti

Balamutti

Город: Санкт-Петербург
Год основания: 2011
Заметные проекты: Yondu, Monster Crybaby, Strontium, Negroni, Chimera, Malavita

Виталий Селюков, основатель Balamutti

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
О сути кастомайзинга

«Я думаю, что массовый производитель в любом случае следит за кастом-культурой, ему, как и нам, необходима насмотренность, новые идеи. Взять, к примеру, некогда кастомный класс мотоцикла "Скрэмблер". В 2000-х они серийно появились у всех производителей, даже у "Минска".

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
О мастерской

«Мастерская Balamutti — это наше с моей супругой Санитойсемейное предприятие. "Balamutti — лучшее для лучших". Это наш слоган и девиз много лет».

О русской кастом-культуре

«Мы идем своим путем. Подавляющее количество деталей мы делаем руками, а не берем из каталогов. Также мы можем гордиться высоким уровнем профессионализма наших маляров и скорняков. Ну а главное достижение нашего кастомайзинга в том, что не единожды мировой чемпионский кубок забирали русские команды».

О мотоцикле на фото

«Проект Chimera. Мотоцикл на основе нескольких моделей Ducati, вдохновленный Bimota Tesi. Здесь многорычажное рулевое управление, шокирующее с первого взгляда. Львиную долю времени у меня отняла разработка субфрейма передней подвески и поворотного кулака в колесе. В отличие от Bimota, я сократил количество шаровых соединений и рычагов».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Zillers Motorcycles

Zillers Motorcycles

Город: Москва
Год основания: 2014
Заметные проекты: Insomnia, 801, Messer R18, Halcon

Дмитрий Голубчиков, основатель Zillers Motorcycles

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
О сути кастомайзинга

«Мотоциклисты делятся на три группы: те, кто никогда не станут переделывать свой мотоцикл, те, кто купят готовый кастом, и те, кто любят ждать и наслаждаться процессом переделки. Для двух последних у нас всегда масса предложений».

О мастерской

«Официально мы работаем с 2014 года, и тогда же родилось название Zillers — производное от марки ЗИЛ, так как начинали мы в ангаре на территории завода имени Лихачёва. С того же года мы начали участвовать в крупных кастом-шоу и заявлять о себе на широкую публику».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
О русской кастом-культуре

«Основная особенность наших мастеров — это желание сделать что-то интересное даже при маленьких возможностях. В этом помогает долгая зима: есть время на "подумать" и потрудиться над проектом».

О мотоцикле на фото

«801 — наш флагман, один из самых популярных кастомов в мире, проект на базе BMW R nineT. Сделан когда-то специально по заказу компании BMW MOTORRAD. Капотирование напоминает о самолетах начала прошлого века, минималистичные приборы и фрезерованные колесные диски, выполненные в форме турбин, — всё это отсылает к авиационному прошлому BMW».

Custom Works Crew

Custom Works Crew

Город: Санкт-Петербург
Год основания: 2021
Заметные проекты: Shamrock, Dragster, Dragster 2.0, «Спортлото 72», PeaceDuke

Кирилл Яковцов и Владимир Хохлов, основатели Custom Works Crew

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
О сути кастомайзинга

«Кастомайзинг — это один из путей создания идеального мотоцикла, но в нем художественная часть сильно превалирует над практичностью и удобством. Здесь наиболее ценен сам процесс постройки — от зарождения идеи, поиска решений, продумывания каждой детали и до воплощения всего этого в реальность».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
О мастерской

«Официально наша мастерская открылась в середине 2021 года, а до этого мы несколько лет занимались переделкой мотоциклов, что называется, для друзей. Сейчас же приоритетные направления нашей деятельности — это постройка полноценных кастом-проектов и изготовление деталей из металла».

О русской кастом-культуре

«Энтузиазм, таланты и парадоксальность. В большей своей части российский кастомайзинг существует за счет энтузиазма людей, которые настолько этим увлечены, что готовы жертвовать многим. При этом у нас есть реально крутые мастера и специалисты, которые могут и делают кастом-проекты на самом высоком мировом уровне. А парадоксальность в том, что при наличии таких талантов спрос на их услуги мизерный».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
О мотоцикле на фото

«Dragster 2.0 продолжает стилистику нашего предыдущего проекта Dragster, но на этот раз мы решили взять в качестве донора Harley-Davidson Softail Heritage. Нам в руки попал этакий "дедушкин диван" и спустя некоторое время превратился в стильного и накачанного спортсмена».

Bratukhin Custom

Bratukhin Custom

Город: Ижевск
Год основания: 2016
Заметные проекты: «Ведьма», «Комсомолец», Emerald

Григорий Братухин, основатель Bratukhin Custom

О сути кастомайзинга

«Стоковый мотоцикл — это всего лишь база для творчества. В этом и заключается суть кастомайзинга — сделать из железяки искусство».

О мастерской

«⁠Делай что делаешь, и будь что будет — наш основной принцип. Мы занимаемся мотоциклами в свободное от основной работы время. Я давно для себя открыл, что лучший отдых — это погружение в творчество. На один проект может уйти от 1 года до 5 лет. Знаю точно, что с этого не соскочить, поэтому делаю медленно, вдумываясь в детали».

О русской кастом-культуре

«На мой взгляд, всё только начинает пускать корни и основательно укрепляться. Основной проблемой кастомайзинга я считаю финансовую недоступность для большинства мотонаселения. Как ни крути, кастом —удовольствие не из дешевых».

О мотоцикле на фото

«Emerald — гордость нашей мастерской. Полностью ручная работа заняла 5 лет. За базу взят двигатель Harley DavidsonWLA. В итоге этот мотоцикл взял золото на чемпионате России по кастомайзингу в 2024 году».