Гидроусилитель руля (ГУР) — это механическая система, облегчающая поворот рулевого колеса. Он значительно уменьшает усилие, которое водитель должен приложить для управления авто.
Какую жидкость заливают в гидроусилитель руля

Что такое гидроусилитель руля

Система работает за счет циркуляции гидравлической жидкости под давлением, которую создает насос, обычно приводимый в движение ремнем от двигателя. При повороте руля жидкость направляется в нужный гидроцилиндр, помогая поворачивать колеса. Это снижает нагрузку на водителя, особенно при низких скоростях и маневрировании.
Помимо облегчения управления, гидроусилитель помогает подавлять вибрации, улучшает маневренность и безопасность, особенно при аварийных ситуациях. Однако он требует регулярного обслуживания, контроля уровня жидкости и может отбирать часть мощности двигателя.
Какая жидкость заливается в ГУР
Для гидроусилителя руля подходят специализированные жидкости, которые делятся на два основных типа: ATF (Automatic Transmission Fluid) и PSF (Power Steering Fluid).

Основные виды жидкостей для ГУР
- Минеральные масла: недорогие, хорошо сохраняют резиновые детали ГУР, но часто имеют высокую вязкость и склонны к пенообразованию.
- Синтетические жидкости: обладают лучшими смазывающими и антикоррозионными свойствами и низким уровнем пенообразования, но могут быть более агрессивными для резиновых уплотнений и дороже.
- Полусинтетика: компромисс между синтетическими и минеральными, с хорошими эксплуатационными характеристиками.
Цвет жидкостей для ГУР
- красный — часто ATF Dexron для японских, корейских, американских авто;
- зеленый — Pentosin для европейских машин (например, Citroen);
- желтый — для Mercedes;
- оранжевый — универсальная жидкость Total.
В ГУР важно заливать ту жидкость, которая рекомендована производителем автомобиля. Это позволит избежать поломок и снижения эффективности работы системы. Нельзя смешивать жидкости с разной основой и цветом, это ведет к проблемам работы гидросистемы.
Как часто меняют жидкость в ГУР
Жидкость в гидроусилителе руля меняют примерно каждые 30 000 — 60 000 километров пробега или раз в один-три года. Это зависит от рекомендаций производителя автомобиля и условий эксплуатации. При этом важен контроль состояния жидкости: если она потемнела, помутнела, появился резкий запах горелого или в ней видны загрязнения, замена обязательна.

Процесс контроля прост: достаточно открыть крышку бачка и оценить цвет и прозрачность жидкости. Хорошая жидкость прозрачная, с нормальным цветом. Если цвет стал темным или черным, жидкость лучше заменить. Это можно сделать вручную или в автосервисе с помощью специального оборудования, которое прокачивает систему, удаляя старую жидкость и заливая новую.
В случае редкого использования автомобиля замена жидкости может производиться реже.
Как определить тип жидкости
Определить тип подходящей жидкости для гидроусилителя руля можно несколькими способами, используя руководство по эксплуатации автомобиля или информацию на бачке.

Рекомендации в мануале
Самый надежный способ — посмотреть в технической документации автомобиля, где указаны точные характеристики и необходимые типы жидкостей (ATF, PSF и их марки). Производитель учитывает особенности конструкции рулевого управления и материалы уплотнителей.
Маркировка на крышке или бачке ГУР
Часто производители наносят на крышку расширительного бачка или на его корпус обозначения по типу жидкости (например, ATF, PSF, Dexron и так далее). Также может быть указан цвет или фирменная торговая марка жидкости.
По цвету жидкости
Это менее надежный способ, так как разные производители могут использовать разные красители для одной и той же жидкости:
- красный цвет чаще соответствует жидкости типа ATF;
- зеленый цвет может быть у PSF или специализированных жидкостей европейских марок;
- желтый и оранжевый — другие вариации, встречающиеся у некоторых производителей.
Проверка у дилера или в сервисе
Если документация отсутствует, можно по VIN-номеру авто уточнить рекомендованную жидкость у дилера или в специализированном сервисе.
