Какие шины самые безопасные для езды по снегу и в гололед

В нашем сравнении буду участвовать именно зимние покрышки, протектор которых специально изготовлен для передвижения по снегу и льду, а состав резины наиболее полно соответствует отрицательным температурам. Так есть ли разница в том, как будут себя вести зимой на машинах колеса с разной шириной протектора?
Павел Горбачев
Павел Горбачев
Какие шины самые безопасные для езды по снегу и в гололед
Pixabay

Для сравнения возьмем покрышки для дисков одинакового диаметра, и у них будет одинаковая высота профиля: 235/75/R15 и 205/75/R15

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Нас интересует именно начальные группы цифр в этих шифровках — это 235 и 205.

Первая группа цифр 235 означает ширину протектора шины в миллиметрах — это 23,5 сантиметра. Вторая покрышка, соответственно, будет обладать шириной в 20,5 сантиметра. Казалось бы, разница всего три сантиметра! Как эти три сантиметра могут влиять на поведение покрышки при движении зимой?

Дело в том, что при расчете пятна контакта автомобиля с дорогой учитываются все четыре колеса. Допустим, что пятно контакта у обеих сравниваемых покрышек одинаково, и составляет 30 сантиметров. Тогда у колеса с шириной 23,5 сантиметра площадь контакты составит 705 квадратных сантиметров. А у колеса с шириной 20,5 сантиметра площадь окажется всего 615 квадратных сантиметров. При умножении на 4 у нас получается 2820 квадратных сантиметров, и 2460 квадратных сантиметров соответственно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Теперь мы видим, как велика разница в пятне контакта у автомобилей с разными по ширине покрышками — 360 квадратных сантиметров.

Вспомним, кто на чистом льду чувствует себя более уверенно: конькобежец на коньках или его тренер в обычной обуви? Конечно же, человек в обычной обуви, которая имеет большую площадь давления на лед, будет просто скользить при каждом шаге, и имеет все шансы потерять равновесие. Это происходит потому, что в момент переноса центра тяжести на опорную ногу в обычной обуви давление на лед будет недостаточным для создания трения и прочного сцепления подошвы и поверхности льда.

То же самое происходит на льду с зимними покрышками, у которых более широкий протектор. Это колесо своими выпуклостями на протекторе и ламелями на резине слабее вгрызается в лед, и сопротивление трению будет выше.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А если рассмотреть движение не по скользкому льду, а по рыхлому снегу? В таких условиях колеса с более широким протектором будут иметь большую площадь зацепления с поверхностью, которая не очень скользкая, но может быть непрочной и вязкой, как грязь и песок. Тут уже более узкие колеса начнут испытывать сложности в преодолении участка, поскольку из-за более низкого удельного давления на поверхность они будут продавливать снег и стремиться сорваться в пробуксовку, и тогда надежного зацепления не будет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Из-за пробуксовки может даже случиться оседание машины всем днищем на плотный снег, и продолжить движение получится только после выкапывания автомобиля из снежной ловушки. Более широкие колеса из-за более высокого удельного давления просто продолжат движение вперед по высокому снегу, и машина на них легко проскочит такой участок.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Выводы

  • Зимнее колесо с более широким протектором при разгоне по скользкой дороге может пробуксовывать, а при торможении будет чаще и дольше скользить по льду и накатанному снегу, чем аналогичное ему зимнее колесо с таким же проектором, но имеющее меньшую ширину.
  • Узкие зимние покрышки имеют лучшую проходимость по льду и накатанному снегу, чем широкие покрышки, они реже срываются в занос при поворотах.
  • Широкие зимние покрышки придают автомобилю более высокую проходимостью по рыхлому глубокому снегу.
  • Узкие зимние шины обладают неприятной способностью закапываться в снежной целине, но если в них немного уменьшить давление для проезда по такому участку, то от этого недостатка можно частично избавиться.