Как подготовить автомобиль к зиме: полный чек-лист от автоэксперта

Зима — серьезное испытание для любого автомобиля. Морозы, снег, гололед и реагенты проверяют на прочность все системы машины. Поэтому правильная подготовка к зимнему сезону — это вопрос не только комфорта, но и безопасности.
Ольга Сабельникова
Ольга Сабельникова
Контент-редактор Men Today
Как подготовить автомобиль к зиме: полный чек-лист от автоэксперта
GettyImages
Вместе с Евгением Королевым, автоэкспертом с сервиса Профи.ру, мы составили подробный чек-лист, который поможет вашему автомобилю пережить зиму без потерь.
Содержание

С чего начать: главные шаги

Подготовку к зиме лучше начинать заранее, не дожидаясь первых морозов и очередей в шиномонтажах. Вот что нужно сделать в первую очередь:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Зимняя резина — основа безопасности

Обратите внимание на три вещи: остаток протектора (он должен быть не менее 4 мм), возраст шин (даже если протектор в норме, резина старше 5–6 лет «дубеет» и теряет свои свойства) и температурный режим. Летняя резина теряет эластичность при +4–7 °C. Если вы ездите утром или вечером, когда столбик термометра опускается до этих значений, пора переобуваться.

senivpetro / Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Главный критерий выбора зимних шин — соответствие размеру (ширина, высота и радиус профиля), рекомендованному автопроизводителем. Неправильно подобранная резина ухудшает управляемость. Выбор между «липучкой» (фрикционные шины) и шипованной резиной зависит от условий. Шипы лучше показывают себя на обледенелых дорогах и в снегу, а «липучка» эффективна на мокром и слегка промерзшем асфальте — например, при езде по трассе.

Аккумулятор

На холоде он разряжается быстрее. Если двигатель утром запускается вяло — самое время проверить АКБ в специализированном сервисе. Его либо подзарядят, либо порекомендуют заменить.

Технические жидкости

Во-первых, моторное масло: если вы заливали «летнее» (например, 5W-40), на зиму лучше сменить на менее вязкое (0W-30 или 0W-20), если это допускается производителем. Во-вторых, охлаждающая жидкость (антифриз): проверьте ее уровень и состояние. Если меняли более 3–5 лет назад — лучше заменить. В-третьих, тормозная жидкость. Она гигроскопична (впитывает влагу, что приводит к повреждению всей тормозной системы). Меняйте ее минимум раз в 3 года.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Legion-Media

Диагностика

Перед зимой стоит полностью проверить автомобиль на СТО: ходовую часть, тормозную систему, подвеску, наличие подтеков. Компьютерная диагностика выявит скрытые ошибки, которые могут усугубиться на холоде.

Особенности подготовки к зиме для разных типов двигателей

Водителям машин на дизельном двигателе важно уделить внимание свечам накала и топливному фильтру. В солярке может образовываться парафин, который на морозе замерзнет, забьет фильтр, и машина не заведется.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если вы водите гибрид, обязательно проверьте состояния тяговой батареи. Для бензиновых двигателей подойдет стандартный план подготовки, описанный выше.

Нужно ли зимой прогревать двигатель

Однозначно, да. Холодный пуск и движение без прогрева ведут к повышенному износу деталей и перерасходу топлива. Бензиновый двигатель желательно греть 15–20 минут, дизельный — не менее 20 минут. Функция преднагрева аккумуляторов есть и у электрокаров. Начинать отапливать салон можно, пока машина еще стоит на зарядке. Это сократит расход аккумулятора.

Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если у вас есть автозапуск — используйте его. Если нет, то после начала движения первые пару километров избегайте резких ускорений и торможений, чтобы прогрелись не только двигатель, но и коробка передач, и другие узлы.

Как защитить кузов

Основной враг — реагенты и соль, а лучшая защита — своевременная мойка, особенно днища, и антикоррозийная обработка кузова. Также проверьте состояние резиновых уплотнителей дверей и обработайте их силиконовой смазкой, чтобы они не примерзали.

Что положить в багажник на зиму

Чтобы быть наготове в любой типично «зимней» сложной ситуации, соберите аварийный комплект: положите в багажник ледовый скребок со щеткой, пусковые провода для «прикуривания», буксировочный трос (чем толще, тем лучше), незамерзающую стеклоомывающую жидкость, складную лопату, комплект противоскользящих цепей или трапов. Не забывайте и о стандартном наборе автомобилиста с огнетушителем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Freepik

Гибриды и электромобили зимой

Есть мнение, что электромобили и гибриды в принципе нельзя эксплуатировать зимой. На самом деле, батареи в таких машинах рассчитаны на холода. Но чем больше зим проезжает электрокар, тем быстрее сокращается остаточный ресурс аккумулятора.

В первую очередь, зимой заметно снижается дальность пробега на одном заряде. Владельцам электрокаров нужно быть внимательными при выезде из города, так как на трассе автомобиль активно обдувается холодным воздухом. За счет этого расстояние, которое проедет машина на одном заряде, может сократиться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кроме того, зимой увеличивается потребление энергии на отопление автомобиля, а мощность электрокара наоборот уменьшается. Также у некоторых моделей зарядка при минусовой температуре идет более медленно.

Чтобы электромобиль или гибрид прослужил дольше, следует соблюдать несколько правил. По возможности не паркуйте машину на улице, а пользуйтесь паркингом или гаражем. Большой плюс, если парковка отапливается. Старайтесь не возить зимой тяжелые предметы, соблюдать плавность хода, оптимальные разгон и торможение.

Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Также на гибридах и электрокарах есть рекуперативное торможение, которое частично возвращает заряд потраченной энергии за счет торможения. На сухой дороге можно настраивать функцию на большую рекуперацию, чтобы аккумулятор мог получить дополнительный заряд, а на скользкой дороге — пользоваться в щадящем режиме.

Если застрянете на электрокаре — пользуйтесь тросом. С помощью качания автомобиль вытолкнуть не получится, потому что у электромобилей и гибридов по-другому работает механизм переключения передач. Также следует помнить, что у электрокаров снизу расположены аккумуляторы. Поэтому будьте предельно аккуратны, если на электромобиле сели на днище — в таком случае лучше вызвать эвакуатор.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Типичные ошибки водителей зимой

В подготовке к зимнему сезону водители допускают несколько ошибок:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Поздняя «переобувка» . Опаздывать со сменой резины — значит сознательно идти на риск.
  • Агрессивная манера езды. Зимняя резина — не панацея. На льду тормозной путь длиннее, а резкий маневр может привести к заносу.
  • Невнимательность к мелочам. Грязные фары, старые дворники, неработающий обогрев стекол и зеркал значительно усложняют жизнь. Обязательно проверьте все обогревы и замените дворники на зимние (бескаркасные или фреймы), которые не замерзают.

Главная ошибка водителей — недооценка зимних условий. Многие думают, что поменяли резину и могут ездить как летом. Это не так — особая подготовка нужна всем системам автомобиля, а вождение зимой требует большей собранности и плавности&

Следуя этим несложным, но важным советам, вы сможете обеспечить себе безопасное и комфортное вождение в любую погоду.