Как безопасно купить подержанный автомобиль и не нарваться на неприятности

На эту тему уже написано великое множество статей и высказалось такое же множество экспертов, поэтому человек, решивший купить б/у авто, сталкивается с настоящим валом советов и рекомендаций, запутаться в которых проще простого.
Как безопасно купить подержанный автомобиль и не нарваться на неприятности
Getty Images

Вместе с Авито Авто мы решили собрать все эти знания в один материал и ответить в нем на семь самых распространенных вопросов о покупке б/у автомобиля, которые помогут вам избежать встречи с мошенниками и приобрести надежного железного друга, а не ржавую гору проблем.

1. Какое значение имеют возраст и пробег автомобиля?

Любви, конечно, покорны все возрасты, однако если вы выбираете автомобиль для ежедневной эксплуатации, лучше ограничиться максимальным возрастом десять лет и максимальным пробегом 200 тысяч километров. Более великовозрастные экземпляры имеют тенденцию через день проситься в автосервис, что чревато даже не столько потраченными на ремонт суммами (хотя в условиях дефицита это добавит вам седых волос), сколько потраченным временем.

2. А если я хочу версию машины, которая выпускалась для внутреннего европейского/азиатского/американского рынка?

Многие автомобили известных марок не поставлялись на наш рынок вовсе или поставлялись не все комплектации. Это, например, очень многие дизельные легковые автомобили. Или вариант попроще: машина поставлялась и к нам, но при этом существует также версия для рынка США — эти, как правило, отличаются спидометром в милях и красными поворотниками сзади.

Ничего ужасного в таких версиях нет, но они зачастую имеют какие-то свои особенности. Например, свежие европейские дизели почти все имеют сажевые фильтры — а вы как думали, забота об экологии! Ваша же проблема будет в том, что когда у сажевого фильтра кончается ресурс, этот элемент требует замены, что обойдется в кругленькую сумму. Что касается машин для американского рынка, то они отличаются бледным головным светом — в США несколько иные требования к световому пучку, и фары отличаются от европейских версий.

Getty Images

3. Где покупать подержанный автомобиль?

На сегодняшний день есть два пути приобретения автомобиля с пробегом: у частного лица и в автосалоне.

Казалось бы, автосалон — наиболее солидный и безопасный вариант, однако все далеко не так просто. Чаще всего за такой организацией скрывается разбогатевший, открывший фирму и арендовавший стоянку недобросовестный продавец в гаражном кооперативе. Возможно, в этом салоне будет расхаживать пара-тройка менеджеров в рубашках и галстуках и наперебой расхваливать намытые и наполированные машины в стиле «как новая, даже лучше!». Тем не менее суть работы большинства подобных контор остается элементарной: купить убитую помойку, подшаманить ее и впарить доверчивому и неопытному покупателю. Есть, правда, и «честные» автосалоны с подержанными авто — это, как правило, придаток крупного дилера, где основная задача не заработать на перепродаже, а привлечь покупателя новой машины услугой trade-in.

Покупка б/у автомобиля у частного лица — способ более прозрачный, спокойный и безопасный, несмотря на риск нарваться на перекупщика, купившего груду хлама, подмазавшего и подкрутившего его в гараже и продающего чуть дороже. Здесь важно сразу выбрать площадку для поиска, которая заточена под покупку автомобилей: например, Авито тщательно проверяет и частных продавцов, и дилеров, а также все объявления о продаже машин перед размещением, чтобы минимизировать случаи мошенничества. Выводы о надежности продавца вы можете сделать по доступным рейтингам, отзывам и отметке «Проверенный продавец».

В итоге после неутомительных поисков вам наверняка достанется машина от заботливого хозяина, который сдувал с нее пылинки, вовремя проводил необходимые сервисные работы. Также в качестве бонуса вам могут достаться установленные твоим предшественником дополнительные приятности вроде современной магнитолы взамен штатной кассетной, нового головного света и прочих наворотов.

Getty Images

4. Нужно ли делать предпродажную диагностику, если машина вроде в порядке?

Не просто нужно, а прямо-таки необходимо! Но еще до встречи с продавцом нужно пробить понравившийся автомобиль по сервису «Автотека», который предлагает Авито. Здесь вы найдете всю доступную историю 97% размещенных на Авито машин, включая количество владельцев, участие в ДТП, нахождение в угоне, работу в такси и так далее. Например, по сервисным показаниям одометра легко понять, не скручен ли пробег, а по количеству ремонтировавшихся деталей прикинуть, имеются ли у автомобиля скрытые повреждения.

Но даже если по «Автотеке» все в порядке и вы влюбились в машину с первого взгляда, обуздайте свою страсть и вместе с продавцом посетите автосервис, чтобы четко понимать, каких болячек ждать от этой жгучей автокрасотки. Благо предпродажная диагностика стоит от 1000 до 2000 рублей и может в итоге сэкономить вам кучу денег.

Getty Images

5. Продавец говорит, что за время владения красил бамперы и крыло. Стоит ли связываться с такой машиной?

Ну а почему нет? Внесем ясность. Каноничная формула «не бит — не крашен» в крупном городе — утопия и ничего больше. Даже самый аккуратный водитель хоть раз да царапнул машину если не об соседа по потоку, то об парковочный столбик или забор во дворе. Бывает, что люди даже специально не перекрашивают детали с царапинами, чтобы покупателю было четко видно: вся краска заводская, а все аварии исчерпывались вот этими мелкими коцками.

Бывает, однако, и так, что все царапанные детали перекрашивались — в этом случае на диагностике четко скажут, что именно красилось. Не стоит бояться перекрашенных бамперов и крыльев — это типичное явление. Хуже, если красились стойки дверей или лобового стекла или, например, крыша — это свидетельствует в пользу пережитого серьезного ДТП и, соответственно, потенциальных проблем с машиной из-за вероятного нарушения геометрии кузова. Ну и, разумеется, на кузове рассматриваемого автомобиля не должно быть даже намека на ржавчину.

Но опять-таки еще до встречи с продавцом выяснить, что происходило с машиной, позволит сервис «Автотека» — в нем содержится детальная информация о ДТП и последующих ремонтах. И если продавец говорит, что красил только передний бампер от сколов, а в отчете «Автотеки» к нему добавляются еще и крылья, капот и замена лобового стекла, лучше не тратить свое время даже на просмотр: зачем вам автомобиль, переживший лобовое столкновение?

Getty Images

6. Давать ли продавцу задаток, если автомобиль полностью устраивает?

Скорее всего, вы не захотите на первичный осмотр автомобиля тащить с собой увесистую «котлету» денег, несмотря на все желание обзавестись машиной прямо здесь и сейчас. Но если машина очень понравилась, принято оставить продавцу некоторую весомую сумму (как правило, это 5–10 тысяч рублей), чтобы он убрал объявление и не показывал машину другим покупателям до момента продажи или до истечения некоторого заранее оговоренного срока (например, в течение недели со дня получения этой суммы). Естественно, условия передачи денег и все обязательства описываются в расписке или специальном договоре — по полной форме, с паспортными данными и прочими реквизитами.

В нашей повседневной речи четко укоренилось название «залог» для этой суммы, хотя более правильно называть ее «задаток»: данная сумма не подлежит возврату, если покупатель передумает брать машину. Вот если вы заплатили задаток, а бессовестный продавец отдал машину другому покупателю, тогда с него надо требовать возврат. И эти ситуации в договоре или расписке должны быть четко прописаны.

Getty Images

7. Можно ли оформить договор купли-продажи самостоятельно?

Буйным цветом, особенно в окрестностях МРЭО, цветут палатки с оформителями различных страховок и договоров купли-продажи (ДКП). И многие автовладельцы их услугами пользуются, составляя ДКП за тысячу рублей. Делают они это не из-за барства, когда тысяча рублей — не деньги. Причина в ошибочном (в данном случае) мнении, что раз за услугу берут деньги, значит, она того стоит.

Однако это вовсе не так. Такие господа оформители занимаются тем, что составляют самый обычный ДКП (так называемая простая письменная форма), но только на готовых бланках. Рядом они пишут «договор комиссии», согласно которому покупатель не сам нашел продавца, а продавец якобы выставил автомобиль на продажу к ним, за что они и берут с него эту самую тысячу рублей.

Никакой «дополнительной» юридической силы ДКП, составленный у таких вот ларечников, не несет. Более того, за ваши же деньги они зачастую наделают в нем кучу помарок и опечаток, из-за которых вы потратите немало своих драгоценных минут при постановке автомобиля на учет. Так что смело берите дело в свои руки: на Авито бланк договора купли-продажи можно заполнить автоматически, вам останется только распечатать его и тщательно проверить все данные. После того как вы оба подпишете два экземпляра договора, вам останется только расплатиться с продавцом и — поздравляем! — с визгом шин умчаться на своей новой тачке в поиске приключений.

Getty Images