Грядет волна банкротств: что ждет отечественный авторынок в этом году

Без работы рискуют остаться 150 тысяч человек.
Ангелина Викторова
Ангелина Викторова
Грядет волна банкротств: что ждет отечественный авторынок в этом году
Freepik
Рассказываем, что сейчас происходит с автомобильной отраслью в России.
Содержание

В России перестали покупать автомобили

Ситуация на рынке страны обострилась. Продажи новых легковых автомобилей в феврале снизились на четверть. Это стало ударом для отрасли, особенно после относительно приличных результатов в январе, который традиционно считается слабым месяцем из-за новогодних праздников. Обычно в конце зимы рынок оживает, но в этом году все пошло по нестандартному сценарию. Дилерские центры переполнены автомобилями. Если в нормальных условиях запасы формируются на 1–2 месяца вперед, то теперь машин накопилось вдвое больше, а вот клиентов стало в разы меньше.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Freepik

В чем причина?

Первая и самая очевидная — высокая ключевая ставка. Именно она сделала автокредиты неподъемными для большинства россиян.

По данным «Автостата», число выданных займов на покупку машин в феврале рухнуло на 31% в количественном выражении и на целых 46% в денежном. Помимо этого, высокая ставка привела к тому, что вклады в банках стали гораздо привлекательнее. Для многих выгоднее положить деньги под проценты, чем покупать автомобиль. «Зачем тратить, если можно заработать?» — так сейчас рассуждают россияне.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вторая проблема — информационный фон, связанный с возможным возвращением в страну иностранных автобрендов. «На рынке появились своего рода "ждуны". Одни ждут, пока не снизится ключевая ставка, другие рассчитывают на возвращение "привычных" автомобильных марок. И то и другое ожидание негативно сказывается на самом рынке», отметил Сергей Целиков, исполнительный директор «Автостата».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что ждет авторынок в 2025 году

Повышение ключевой ставки изначально задумывалось как инструмент для охлаждения рынка, но в результате автомобильная отрасль оказалась в заморозке. По словам члена совета директоров ГК «Автополе» Сергея Вайнера, на сегодня ситуация развивается по самому мрачному сценарию. В марте рынок может упасть на 45–50%, а к концу года в лучшем случае продажи достигнут 80 тысяч машин.

Автомобильная индустрия играет ключевую роль в экономике любой развитой страны, и Россия не исключение. По данным РОАД, она приносит в бюджет около 20 триллионов рублей ежегодно, что составляет 1% от текущего ВВП. Однако из-за текущего кризиса страна рискует потерять минимум триллион рублей налоговых поступлений.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кроме того, в автомобильной отрасли трудятся более полумиллиона человек. Президент Российской ассоциации автодилеров (РОАД) Алексей Подщеколдин предупреждает: если ситуацию не удастся переломить, около 150 тысяч специалистов потеряют работу. Это не только продавцы автомобилей, но и рабочие на заводах, которые выпускают машины и комплектующие.

Эксперт отмечает, что маржа — разница между себестоимостью и продажной ценой — составляет всего 5%. И даже эти крохи в последние месяцы доставались дилерам с трудом. Чтобы хоть как-то удержаться на плаву, многие компании вынуждены идти на уступки покупателям.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тем не менее есть и те, кто смог найти выход. Продавцам, ориентирующимся не только на новые авто, но и на подержанные машины, сервисное обслуживание и запчасти, удалось не просто выбрать из сложной ситуации, но и даже заработать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Freepik

Каким может быть решение проблемы? Именно нынешняя политика Центробанка поставила автомобильную отрасль в затруднительное положение, подчеркивает глава РОАД. Подщеколдин прямо говорит: текущие экономические условия настолько жесткие, что проще не заниматься бизнесом, а держать деньги на депозите. По его словам, покупка автомобилей в кредит под 30% годовых — это неподъемная ноша. Люди просто не готовы переплачивать такие огромные суммы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Также на ситуацию влияют такие факторы, как курс рубля, и программа утилизаций, добавил автоэксперт. Глава РОАД призывает «отъехать чуть-чуть назад» и пересмотреть подходы, которые сделали машины недоступной роскошью для большинства граждан. Он видит решение в снижении ключевой ставки. По его мнению, необходимо дать людям возможность покупать машины по ставке 10%. Подщеколдин уточнил, что речь идет не о субсидировании, а о поддержке продавцов и потребителей.

Freepik
В России могут расширить программу льготного автокредитования: кто сможет в нее попасть

Купить новый автомобиль и сэкономить 750 тысяч рублей: оказывается, способ есть

В России возобновили производство сразу двух моделей BMW: но есть нюансы

Что будет с ценами на авто

На складах дилеров скопилось огромное количество автомобилей — модели 2023 и 2024 годов, от которых нужно срочно избавляться, иначе автосалоны столкнутся с серьезными убытками. По словам Алексея Подщеколдина, в марте потенциальных покупателей ждут небольшие скидки. Например, при покупке автомобиля стоимостью около 2 миллионов рублей можно будет сэкономить 100–120 тысяч.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Freepik

Рынок сейчас находится под воздействием нескольких экономических факторов, добавляет генеральный директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский. Он считает, что снижение курса юаня могло бы привести к удешевлению машин, но рост утильсбора и закупки по старому курсу нивелируют этот эффект. В целом, тренд на снижение есть, но это очень долгий процесс.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В свою очередь, эксперты компании «Авилон» не видят серьезных предпосылок для падения цен. По словам заместителя гендиректора по продажам новых автомобилей в «Авилоне» Рената Тюктеева, производители массового сегмента могут предложить точечные акции, но сильно они на ситуацию не повлияют.

Действительно, скидки едва ли исправят положение — нынешние экономические условия напрочь отбили у россиян желание покупать новые автомобили. В результате пока одни копят деньги, другие копят машины. Чтобы вытащить отрасль из этого кризиса, требуются конкретные шаги: снижение ставок, а также стимулы для покупателей. Пока же авторынок переживает один из самых сложных периодов за последнее время, и дилерам в этой ситуации остается лишь уповать на чудо.