Ситуация на рынке страны обострилась. Продажи новых легковых автомобилей в феврале снизились на четверть. Это стало ударом для отрасли, особенно после относительно приличных результатов в январе, который традиционно считается слабым месяцем из-за новогодних праздников. Обычно в конце зимы рынок оживает, но в этом году все пошло по нестандартному сценарию. Дилерские центры переполнены автомобилями. Если в нормальных условиях запасы формируются на 1–2 месяца вперед, то теперь машин накопилось вдвое больше, а вот клиентов стало в разы меньше.
Грядет волна банкротств: что ждет отечественный авторынок в этом году

В России перестали покупать автомобили

В чем причина?
Первая и самая очевидная — высокая ключевая ставка. Именно она сделала автокредиты неподъемными для большинства россиян.
По данным «Автостата», число выданных займов на покупку машин в феврале рухнуло на 31% в количественном выражении и на целых 46% в денежном. Помимо этого, высокая ставка привела к тому, что вклады в банках стали гораздо привлекательнее. Для многих выгоднее положить деньги под проценты, чем покупать автомобиль. «Зачем тратить, если можно заработать?» — так сейчас рассуждают россияне.
Вторая проблема — информационный фон, связанный с возможным возвращением в страну иностранных автобрендов. «На рынке появились своего рода "ждуны". Одни ждут, пока не снизится ключевая ставка, другие рассчитывают на возвращение "привычных" автомобильных марок. И то и другое ожидание негативно сказывается на самом рынке», — отметил Сергей Целиков, исполнительный директор «Автостата».

Что ждет авторынок в 2025 году
Повышение ключевой ставки изначально задумывалось как инструмент для охлаждения рынка, но в результате автомобильная отрасль оказалась в заморозке. По словам члена совета директоров ГК «Автополе» Сергея Вайнера, на сегодня ситуация развивается по самому мрачному сценарию. В марте рынок может упасть на 45–50%, а к концу года в лучшем случае продажи достигнут 80 тысяч машин.
Автомобильная индустрия играет ключевую роль в экономике любой развитой страны, и Россия не исключение. По данным РОАД, она приносит в бюджет около 20 триллионов рублей ежегодно, что составляет 1% от текущего ВВП. Однако из-за текущего кризиса страна рискует потерять минимум триллион рублей налоговых поступлений.
Кроме того, в автомобильной отрасли трудятся более полумиллиона человек. Президент Российской ассоциации автодилеров (РОАД) Алексей Подщеколдин предупреждает: если ситуацию не удастся переломить, около 150 тысяч специалистов потеряют работу. Это не только продавцы автомобилей, но и рабочие на заводах, которые выпускают машины и комплектующие.
Эксперт отмечает, что маржа — разница между себестоимостью и продажной ценой — составляет всего 5%. И даже эти крохи в последние месяцы доставались дилерам с трудом. Чтобы хоть как-то удержаться на плаву, многие компании вынуждены идти на уступки покупателям.
Тем не менее есть и те, кто смог найти выход. Продавцам, ориентирующимся не только на новые авто, но и на подержанные машины, сервисное обслуживание и запчасти, удалось не просто выбрать из сложной ситуации, но и даже заработать.

Каким может быть решение проблемы? Именно нынешняя политика Центробанка поставила автомобильную отрасль в затруднительное положение, подчеркивает глава РОАД. Подщеколдин прямо говорит: текущие экономические условия настолько жесткие, что проще не заниматься бизнесом, а держать деньги на депозите. По его словам, покупка автомобилей в кредит под 30% годовых — это неподъемная ноша. Люди просто не готовы переплачивать такие огромные суммы.
Также на ситуацию влияют такие факторы, как курс рубля, и программа утилизаций, добавил автоэксперт. Глава РОАД призывает «отъехать чуть-чуть назад» и пересмотреть подходы, которые сделали машины недоступной роскошью для большинства граждан. Он видит решение в снижении ключевой ставки. По его мнению, необходимо дать людям возможность покупать машины по ставке 10%. Подщеколдин уточнил, что речь идет не о субсидировании, а о поддержке продавцов и потребителей.

Что будет с ценами на авто
На складах дилеров скопилось огромное количество автомобилей — модели 2023 и 2024 годов, от которых нужно срочно избавляться, иначе автосалоны столкнутся с серьезными убытками. По словам Алексея Подщеколдина, в марте потенциальных покупателей ждут небольшие скидки. Например, при покупке автомобиля стоимостью около 2 миллионов рублей можно будет сэкономить 100–120 тысяч.

Рынок сейчас находится под воздействием нескольких экономических факторов, добавляет генеральный директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский. Он считает, что снижение курса юаня могло бы привести к удешевлению машин, но рост утильсбора и закупки по старому курсу нивелируют этот эффект. В целом, тренд на снижение есть, но это очень долгий процесс.
В свою очередь, эксперты компании «Авилон» не видят серьезных предпосылок для падения цен. По словам заместителя гендиректора по продажам новых автомобилей в «Авилоне» Рената Тюктеева, производители массового сегмента могут предложить точечные акции, но сильно они на ситуацию не повлияют.
Действительно, скидки едва ли исправят положение — нынешние экономические условия напрочь отбили у россиян желание покупать новые автомобили. В результате пока одни копят деньги, другие копят машины. Чтобы вытащить отрасль из этого кризиса, требуются конкретные шаги: снижение ставок, а также стимулы для покупателей. Пока же авторынок переживает один из самых сложных периодов за последнее время, и дилерам в этой ситуации остается лишь уповать на чудо.