Громкое дело против Volkswagen: судебный абсурд или реальная угроза безопасности?

Коллективный иск против немецкого производителя подан в США — пара заявителей утверждает, что сенсорные кнопки на руле представляют прямую угрозу безопасности движения. Разбираемся, грозит ли Volkswagen «сенсоргейт» или это просто акт потребительского экстремизма, привлекший внимание прессы.
Дмитрий Ласьков
Дмитрий Ласьков
Громкое дело против Volkswagen: судебный абсурд или реальная угроза безопасности?
Volkswagen

Претензии истцов состоят в том, что сенсорная конструкция клавиш на руле может приводить к активации адаптивного круиз-контроля вопреки намерениям водителя. И таким образом вызывать ускорение автомобиля, создавая потенциально аварийные ситуации. Облеченные в правовые формулировки, обвинения в адрес компании выглядят серьезно: там и преступное бездействие, и неосновательное обогащение, и нарушение прав потребителей. Также истцы утверждают, что производитель знал о проблеме благодаря жалобам пользователей и внутренним исследованиям.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Разумеется, знал! Вот только «проблему» две стороны дела понимают по-разному. Еще три года назад глава марки Volkswagen Томас Шафер публично заявил, что засилье сенсоров стало неудобным решением и пообещал исправить ситуацию в моделях нового поколения. Производитель запланировал плавный возврат к обычным механическим кнопкам — начиная с моделей нового поколения (ID. 2all и последующих), которые должны быть запущены в производство в 2026 году. О чем публично объявил минувшей весной.

Но об угрозе именно безопасности заговорили только сейчас, причем в максимально субъективной форме. В отличие от Tesla с ее регулярно ошибающимся автопилотом, Volkswagen не фигурировал ни в каких скандальных авариях, ставших следствием сенсорной реализации кнопок. Поэтому не было и отзывных кампаний и необходимости срочно устранять опасность, игнорирование которой вменяют производителю сутяжники.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Volkswagen ID.4
Volkswagen ID.4
Volkswagen
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Похоже, что кто-то просто решил заработать, пользуясь одним из самых эффективных и при этом спорных элементов американской правовой системы — коллективными исками. Практика знает немало примеров, когда истцы получали по такой схеме от компаний огромные компенсации. В числе крупнейших ответчиков по успешным делам — банки, табачные компании, фармацевтический бизнес. А также сам Volkswagen с делом о фальсификации данных о выбросах вредных веществ.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Удастся ли истцам запустить новый «Дизельгейт»? Мой прогноз — не в этот раз. Так как руль выпускается в неизменном виде с 2019 года (на упомянутую в иске модель ID.4 устанавливается с момента ее выпуска в 2020), а «проблему» вызвал только сейчас. Это напоминает ситуации, когда против медийных личностей внезапно подаются иски с обвинениями в домогательствах по событиям двадцатилетней давности.