Претензии истцов состоят в том, что сенсорная конструкция клавиш на руле может приводить к активации адаптивного круиз-контроля вопреки намерениям водителя. И таким образом вызывать ускорение автомобиля, создавая потенциально аварийные ситуации. Облеченные в правовые формулировки, обвинения в адрес компании выглядят серьезно: там и преступное бездействие, и неосновательное обогащение, и нарушение прав потребителей. Также истцы утверждают, что производитель знал о проблеме благодаря жалобам пользователей и внутренним исследованиям.
Громкое дело против Volkswagen: судебный абсурд или реальная угроза безопасности?

Разумеется, знал! Вот только «проблему» две стороны дела понимают по-разному. Еще три года назад глава марки Volkswagen Томас Шафер публично заявил, что засилье сенсоров стало неудобным решением и пообещал исправить ситуацию в моделях нового поколения. Производитель запланировал плавный возврат к обычным механическим кнопкам — начиная с моделей нового поколения (ID. 2all и последующих), которые должны быть запущены в производство в 2026 году. О чем публично объявил минувшей весной.
Но об угрозе именно безопасности заговорили только сейчас, причем в максимально субъективной форме. В отличие от Tesla с ее регулярно ошибающимся автопилотом, Volkswagen не фигурировал ни в каких скандальных авариях, ставших следствием сенсорной реализации кнопок. Поэтому не было и отзывных кампаний и необходимости срочно устранять опасность, игнорирование которой вменяют производителю сутяжники.

Похоже, что кто-то просто решил заработать, пользуясь одним из самых эффективных и при этом спорных элементов американской правовой системы — коллективными исками. Практика знает немало примеров, когда истцы получали по такой схеме от компаний огромные компенсации. В числе крупнейших ответчиков по успешным делам — банки, табачные компании, фармацевтический бизнес. А также сам Volkswagen с делом о фальсификации данных о выбросах вредных веществ.
Удастся ли истцам запустить новый «Дизельгейт»? Мой прогноз — не в этот раз. Так как руль выпускается в неизменном виде с 2019 года (на упомянутую в иске модель ID.4 устанавливается с момента ее выпуска в 2020), а «проблему» вызвал только сейчас. Это напоминает ситуации, когда против медийных личностей внезапно подаются иски с обвинениями в домогательствах по событиям двадцатилетней давности.