Европа бойкотирует Tesla, виноват Илон Маск: что не так с популярным электрокаром?

Популярность электрокаров во всем мире растет, но только не Tesla.
Артем Кузелев
Артем Кузелев
Европа бойкотирует Tesla, виноват Илон Маск: что не так с популярным электрокаром?
Tesla
Содержание

Европа бойкотирует Tesla, виноват Маск

Продажи новых электромобилей Tesla падают по всей Европе. Эксперты связывают это с реакцией на политическую деятельность генерального директора компании Илона Маска. Так, по данным Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA), в апреле 2025 года число регистраций новых автомобилей сократилось вдвое в годовом исчислении. Эта тенденция была зафиксирована на фоне общего роста в регионе количества электромобилей на аккумуляторных батареях.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Tesla
GettyImages

По словам Расса Молда из AJ Bell, британской компании, предоставляющей инвестиционные онлайн-платформы и биржевые брокерские услуги, столь резкое падение числа регистраций «свидетельствует о том, что ущерб бренду, нанесенный политическим вмешательством Илона Маска, может оказаться долгосрочным».

Эксперт отмечает, что Tesla столкнулась с массовой негативной реакцией на политические связи Маска с Дональдом Трампом и активную поддержку крайне правой партии «Альтернатива для Германии» (АдГ). Однако это еще не все. «Компания также может страдать от недостатка шин на гибридном рынке, поскольку многие автомобилисты все еще опасаются переходить исключительно на электрокары», — пояснил Молд.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как выглядят результаты Tesla в Европе

Согласно ACEA, количество регистраций Tesla сократилось с 14 228 в апреле 2024 года до 7261 в апреле 2025-го. Это рекордное снижение на 49 процентов зафиксировано в странах Евросоюза, Великобритании и более широком блоке, включающем Исландию, Лихтенштейн, Норвегию и Швейцарию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Tesla
Tesla
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тем не менее, в отчетный месяц общие продажи электромобилей на аккумуляторах в данном макрорегионе выросли на 27,8 процента, а вот сегмент бензиновых машин сократился на 22,4 процента, дизельных — на 24,7 процента. Продажи гибридов прибавили 31,3 процент. Самый большой прирост показали китайский производитель SAIC Motor, владеющий британским брендом MG, и японская компания Mitsubishi.

С начала 2025 года продажи Tesla падали на многих крупнейших рынках Европы, на что, возможно, могла влиять серия политических протестов, прошедших в некоторых выставочных залах производителя. За апрель в Великобритании компания зарегистрировала всего лишь 512 новых автомобилей, что на 62 процента меньше, чем в этот же месяц 2024-го.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Илон Маск сохраняет оптимизм

Выступая на Катарском экономическом форуме на прошлой неделе, Илон Маск излучал уверенность. Миллиардер в том числе заявил, что, хотя Европа является самым слабым рынком для Tesla, компания «сильна во всех остальных местах». Он также отметил, что, хотя производитель электрокаров «потерял некоторые каналы продаж на левом фланге», он «приобрел их на правом». Предприниматель не пояснил, что это значит.

Илон Маск
GettyImages
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако повод для оптимизма у Маска все же есть. Так, по итогам первого квартала 2025 года Tesla сообщила о падении продаж на тринадцать процентов в годовом исчислении. Это стало худшим квартальным результатом с 2022 года. И все же акции компании выросли в цене примерно на 25 процентов за последний месяц.

Динамика наметилась после того, как акционеры выразили свое недовольство политической деятельностью Маска, и тому пришлось заявить о сокращении времени, которое он тратит на консультирование администрации президента Трампа. Если оценивать изменения стоимости акций Tesla с начала 2025 года, пока что она все-таки демонстрирует снижение на шесть процентов.

«Тесле» сложно противостоять Китаю

Очевидно, компания связывала надежды на возрождение спроса на свои электрокары с выпуском обновленной модели Y в Китае и Европе. Однако слабые показатели продаж свидетельствуют о том, что редизайн был принят на этих рынках прохладно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Tesla
GettyImages

Как указывалось выше, на динамику продаж Tesla в европейских странах негативно повлияла политическая деятельность генерального директора. Но вот у китайских потребителей бренд не пользуется популярностью, так как просто не может конкурировать с многочисленными местными марками электромобилей.

Так, например, в прошлом году китайский производитель BYD сообщил о мировых продажах на сумму более 100 миллиардов долларов. Это позволило ему обогнать Tesla и стать крупнейшей в мире компанией, выпускающей электромобили, по объему выручки.