Что происходит с машиной при гидроударе?

Эта неисправность может произойти почти с каждым автомобилем, и мы расскажем о том, какие последствия будут для техники и для кошелька владельца.
Что происходит с машиной при гидроударе?
John Wigham / Flicker / CC BY 2.0

Гидроудар происходит в том случае, когда вода или другая жидкость попадает в камеру сгорания во время работы мотора. Обычно это случается при попытке преодолеть небольшой ручей вброд на природе или проехать через глубокую лужу в городе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Воздухозаборник у большинства автомобилей находится под капотом, и когда вода оказывается на одном уровне с отверстием для забора воздуха, то через него она попадает в воздушную магистраль и далее во впускной коллектор. При открытом впускном клапане вода очень быстро оказывается в цилиндре. Затем все клапаны закрываются, и воде уже некуда деваться. В этот момент поршень возвращается назад к верхней мертвой точке, но вместо топливно-воздушной смеси, которая легко сжимается, он встречается с водой, которая практическим несжимаема.

В этот момент поршень резко останавливается, не имея возможности двигаться дальше вверх, а коленвал продолжает проворачиваться и оказывает сдавливающее воздействие на шатун. Обычно шатун не выдерживает такого усилия и гнется. Гидроудар произошел.

Если в этот момент остановить двигатель, то ущерб будет минимальным: надо будет заменить поршень, шатун и вкладыши коленвала на этом цилиндре. Также может вытянуться цепь ГРМ и натяжитель цепи, которые в этом случае надо будет заменить

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В случае, если двигатель продолжит работу еще в течении нескольких тактов, то вода будет продолжать засасываться и в остальные цилиндры, и то же самое произойдет и с ними. Соответственно, в моторе менять нужно будет все поршни, шатуны, пальцы и вкладыши на коленвале. То есть, будут созданы все предпосылки для капитального ремонта мотора.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В самом худшем случае, когда двигатель работает при высоких оборотах, и в него попадает вода, то шатун может обломать так сильно, что он пробьет стенку блока цилиндра. После этого двигатель можно будет только выбросить.

Гидроудар может произойти как у бензинового, так и у дизельного двигателя. Но дизельные двигатели страдают от последствий попадания воды в камеру сгорания сильнее: у дизелей меньше камера сгорании и больше давление, при которым сжимается топливная смесь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Помимо воды, в камеру сгорания могут попасть и другие жидкости.

  • Антифриз. При вышедшей из строя прокладке головки блока ОЖ может попадать в цилиндр. Если это произойдет в больших объемах и за короткое время, то гидроудар неизбежен.
  • Масло. Точно так же прохудившаяся прокладка головки блока может пропустить через себя масло из канала прямо в камеру сгорания мотора.
  • Бензин. В редких случаях, когда выходит из строя форсунка или регулятяор адвления топлива, то бензин в больших количествах начинает заливаться в цилиндр. Сначала двигатель работает с перебоями, потому что свеча постепенно заливается бензином и перестает поджигать топливо, а потом наступает гидроудар.

Если такое происходит на небольшой скорости и на холостых оборотах, то двигатель обычно клинит и он глохнет. Такой мотор еще имеет шанс на реанимацию при минимальных затратах. Но если несжимаемая жидкость попадает в камеру сгорания на высоких оборотах, то у двигателя почти нет шансов остаться целым. В любом случае его ждет разбор и дефектовка, после которой очень часто приходится просто выбрасывать такой мотор ввиду нецелесообразности ремонта.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Рекомендации

  • При проезде брода и луж старайтесь ехать как можно медленнее.
  • Если уровень воды поднимается выше верхнего среза переднего бампера, то останавливайтесь и двигайтесь назад.
  • Когда машина оказывается заглохшей в воде, то не предпринимайте попыток завести ее там: вытаскивайте ее на буксире обратно.
  • На сухом месте выкрутите свечи и попробуйте покрутить мотор сначала вручную за шкив коленвала, а затем стартером: если удастся прокрутить коленвал, то за несколько оборотов можно изгнать жидкость из цилиндров и потом попробовать завести двигатель.
  • Если двигатель с выкрученными свечами не прокручивается, то надо ехать в сервис и разбирать мотор — сам он уже работать не будет.